Казанский кремль
Зилант — jылан, легенда Старой Казани
Это скульптура зиланта установлена около стен казанского кремля. Происходит от татарского слова jылан, что значит «змея». Существует множество легенд, точнее, вариаций одной легенды о переносе Старой Казани на теперешнее место. О местоположении Старой Казани гадают примерно столько же, сколько о географии Старого Города (относительно Новгорода) или Аркаима, то есть нет ничего достоверного.
Зато на месте нынешней Казани, там, где река Казанка впадает в Волгу возвышалась (и сейчас возвышается) Зилантова гора. Её склоны были «плодородны, пчелисты, зверисты и рыбны», но, к сожалению, там же обитало великое множество змей. По совету кого-либо (колдуна, ведьмы, молодой девушки — тут легенды расходятся) люди устроили великое сожжение змей. Здесь я вижу перекличку с Махабхаратой, где в первой книге тоже описывается великое сожжение змей.
Но главный змей Зилант выжил. Его описания от легенды к легенде тоже весьма разнятся, но легче всего его представить его себе так, как он выглядит на этой фотке. Дракон переселился в другое место, по соседству с Новой Казанью. Чаще всего называется озеро Кабан. И оттуда он совершал постоянные разорительные налёты, пока некий батыр (богатырь) или колдун не убил его. С тех пор Казань стала процветать, избрав Зиланта своим символом. И даже, когда Иван IV Грозный взял город,то на своей печати изобразил этого змея.
Впрочем, не у одной Казани такая история. Схожая ситуация и у Базеля, и об этом можно почитать здесь.
Спасская башня
Никольская церковь
Преображенская башня
Мечеть Кул-Шариф
Мечеть Кул-Шариф (татарский Кол Шәриф мәчете, Qol Şärif mäçete) является главной мечетью не только Казани, но и всей Республики. Ещё точнее, она является джума-мечетью, то есть пятничной (в пятницу у мусульман происходит главная молитва). В христианстве она соответствовала бы собору.
С точки зрения туризма Кул-Шариф можно считать одним из символов Казани наравне с Зилантом, Казанским Зверей, Башней Сююмбике и местным кремлём.
Предыстория мечети такова. В 1552 году Иван IV Грозный подвёл войска к самым стенам столицы одного из своих вечным противников и, дождавшись октября, когда лёд окрепнет, перешёл Волгу и взял Казань.В ходе штурма в пожаре была разрушена соборная джума-мечеть и убит из казанских полководцев – сеид Кул Шариф.
История начинается уже в 1995 году Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, когда Республика Татарстан получила значительно больше свободы, чем при СССР, подписал указ о восстановлении мечети. На территории кремля начали строить новую мечеть по образу и подобию той, которая была разрушена при штурме Казани. И назвали её в честь героя обороны города.
По архитектуре самого здания я чего-то конкретного сказать не могу, так как видел очень мало мечетей, однако Кул Шариф отличается, скажем, от стамбульских творчества Синана своей вертикальностью и стройностью, в то время как та же Голубая Мечеть грибницей расползается по земле.
Однако, повторюсь, мечети подобного архитектурного образца я видел только одну, и это был казанский Кул Шариф, а потому я не могу сравнить впечатления. Выглядит красиво, впечатляюще, но я так и не смог отделаться от слова новодел. А новодел – это же закос под старину, когда пора строить какой-нибудь деконструктивизм в стиле Оперы в Сиднее.
Несколько чисел. Высота купола – 39 метров, его диаметр – 17. Четыре основных минарета (башни) возвышаются над землёй на 58 метров плюс есть ещё два малых минарета.
Гранит и мрамор для Кул-Шарифа привезли с Урала (думаю, что из Екатеринбургской области, а не Челябинской), ковры для украшения внутреннего убранства – это дар правительства самого Ирана.
Кул-Шариф имеет смысл увидеть дважды: утром, когда белый красавец с бирюзовыми шапками позирует на фоне бездонного светло-голубого неба (только чаек не хватает, которые очень бы подошли с этой картине), и вечером – при эффектной подсветке.
Зодчим Казанского кремля
Благовещенский собор
Захоронение татарских ханов
Башня Сююмбике
Башня Сююмбике (татарский Сөембикә манарасы, Sөyembikə manarası).
До возведения Кул-Шарифа башня была бесспорным символом Казани. Более того именно её реплику установили в Москве на Казанском вокзале. Она действительно красива и не уступает лучшим башням Московского Кремля или Кокую в Великом Новгороде. Но в отличие от них, она стоит не в цепи крепостных стен, а центре кремля, а потому выполняла не оборонную функцию, а дозорную, и с её вершины открывается потрясающий вид, как река Казанка впадает в Волгу.
Интересно и то, что Сююмбике относится к падающим башням – как самые известные её сестры Пизанская, Гаризенда и Азинелли в Болонье или Часозвоня в Великом Новгороде. Сейчас отклонение шпиля казанской красавицы от вертикали составляет 1,98 м при общей высоте в 58 метров.
Когда её построили. Самые рьяные относят к периоду Казанского ханства, другие впадают в крайность XVIII века.
Интересно и другое: татарское название башни Сөембикә манарасы было скалькировано в XIX веке с русского Башня Сююмбике, а до того местными называлась Хан-джами или Хан Мэчете, то есть Ханская мечеть. Это связано с тем, что Сююмбике, возможно, выполняла функции минарета при несохранившейся мечети Нур-Али (Муралеевой).
Повторюсь, башня действительно эффектно выглядит, потому что, во-первых, она запоминается среди многих других кремлёвских, во-вторых, потому что на ней нет чужеродного для наших мест декора в виде той же неоготики.
Легенды вокруг башни Сююмбике
Обе легенды настолько же красивы, насколько и нереальны, и все так или иначе связаны с царицей Сююмбике, в честь которой и была названа башня. Эту царицу можно с определёнными условностями назвать Клеопатрой Татарстана.
По первой, скучной легенде царица просто построила её в честь своего умершего мужа Сафа-Гирея.
Вторая же гласит, что когда Иван Грозный взял Казань, то предложил Сююмбике взять её замуж. Татарская царица выставила условие, что ему нужно выстроить семиярусную башню, причём по одному ярусу в день. Иван Грозный выполнил её просьбу, но Сююмбике сбросилась с самого высокого этажа.
Другой цикл легенд связан с позолоченным шаром, установленным на шпиль башни. На разные голоса утверждалось, что в нём хранятся какие-то очень важные документы их ханского периода. Может быть, какие-нибудь секреты старины.
Это верование было настолько сильно, что губернатор Казани приказал снять шар и изучить содержимое. Как и следовало ожидать, шар оказался пуст. Однако простые люди быстро нашлись и стали утверждать, что он был продырявлен, и что-то важное просто потерялось из него за столько столетий.
Как легко можно заметить, если Кул-Шариф как бы символизирует возрождение Казани и обретение её новых степеней свободы, то Сююмбике идею побеждённости, но непокорённости. Она стала стержнем татарского народа и её исторической памяти.