Ипатьевский мужской монастырь
Троицкий собор Ипатьевского монастыря
Главным собором Ипатьевского монастыря является Троицкий собор, выстроенный в 1650-52 годах. Это достаточно поздно для такой древней архитектуры, но на самом деле его восстанавливали после случайного взрыва порохового погреба в 1649 году.
Храм кажется действительно древним, древним и намоленным. По внутренней архитектуре он напомнил мне вологодский собор. Самую главную ценность представляют фрески, многие из которых уже выцвели, но кое-где их уже успели подновить.
Виктор Гюго писал, что готический собор – это книга в камне. Для православия домонгольского толка такой книгой являлись фрески. Сейчас, по выцветшим и закопчённым местам мы имеем искажённое представление о стенописи, но на самом деле эти цвета: нежно-красный, космический синий и гимноподобный золотой – они подобны Пасхе или птицам, поющим по весне, это библейская Песнь Песней и радость жизни. И этим не так уж сложно проникнуться, если прийти в храм в правильное время.
Нам повезло, мы пришли в правильное время. Это был понедельник февраля месяца, то есть службы не было и туристических автобусов у ворот монастыря не предвиделось. Мы были в соборе одни.
И – что тоже очень важно! – светило солнце, так что фрески играли, сияли и радовались. Эти стенописи делала артель под предводительством Гурия Никитина. Если коротко, то это легенда в церковном зодчестве, а его синий по своей глубине может поспорить с шартрской лазурью.
Но хватит славословий, давайте спустимся на грешную землю! На вопрос, можно снимать в храме или нет, у меня существует чёткий алгоритм решения. Если я вхожу в храм бесплатно, то он действующий и снимать не буду, хотя на их дверях может быть написано интеллигентное «Не приветствуется!», как на Софийском соборе в Великом Новгороде. Но если я плачу за вход, то и снимать буду вволю. Да вспомним хотя бы Исаакиевский собор в Петербурге. В нём даже за иконостас можно заходить!
Но здесь всё сделали хитро и лукаво! Платишь ты только за вход на территорию монастыря 150 рублей, и можешь гулять по местным довольно-таки бедным музеям. Однако на дверях был знак, что снимать нельзя не только со вспышкой, но и вообще. Когда же я предъявил бабке билеты на входе в собор, она залопотала, что ей билеты не нужны, что их собор действующий и что можно купить бумажные ламинированные иконки и свечки. Собственно говоря, она тут и сидит, что торговать церковной утварью. Самое обидное, что бабка не продавала ни книг по храму, ни открыток с внутренним убранством. То есть гениальные фрески нельзя было запечатлеть в принципе!
Хитро и лукаво! В сам храм можно зайти бесплатно, но чтобы к нему подойти нужно купить билет. Как это похоже на наши законы, и не зря все три президента РФ сюда приезжали (таким образом объявляя себя преемниками Романовых).
Что прикольно, что в основном помещении по периметру расставлены лавочки. Мы сели на одну из них, чтобы отдохнули ноги и чтобы согреться, и так просидели, наверное, полчаса. Иногда мы переговаривались вполголоса, а так я пропитывался этими гениальными фресками.
Тут у второй бабки, которая моет полы и тушит свечки, на полной громкости зазвучал рингтон, и она, видимо уже глуховатая на старость лет, кричала в свою трубку а заодно и на весь храм. Там мы узнали, что акустика у храма просто замечательная и любая религия довольно-таки лицемерна в своей основе.
Я сидел и думал, почему здесь я не могу снять работу Гурия Никитина, а вот в Церкви на Ильине (В. Новгород) я могу, а ещё можно устраивать прямые трансляции из Храма Христа Спасителя в Москве.