Музей петровской игрушки
Музей находится по адресу улица 1 Мая, 24 и занимает лишь одну комнату в историческом здании. Остальная площадь досталась какому-то казённому учреждению. Комната светлая и просторная, в три-четыре окна.
Нас встретили три милые женщины, которые предложили провести экскурсию по музею за 100 рублей и/или мастер-класс по изготовлению свистульки за 350 рублей. Мы всё-таки выбрали экскурсию, и одна из трёх женщин нам кое-что рассказала о гончарном промысле в костромских. Причём в их группе Вконтакте цены написаны другие. Вот кое-какие выдержки, которые я смог запомнить.
Петровская (Сусанинская, Костромская) игрушка
Игрушка так называется по своей исторической родине — селе Петровском, что находится рядом с городом Сусанино (в прошлом — Молвитино), то есть в 50 км от Костромы по прямой. Из-за этого кажется, что костромичи незаслуженно присвоили себе чужое ремесло, но я с этим не согласен. Во-первых, музей петровской игрушки есть только в Костроме и ничего подобного нет ни в Петровском, ни в Сусанине. Такой музей вообще единственный в мире. Во-вторых, именно при этом музее женщины продолжают и в какой-то мере развивают игрушку. Так что можно сказать, что забавные свистульки лишь мигрировали немного на юго-запад.
Глина в здешних местах нежирная, а потому толком не тянется, что накладывает отпечаток на форму свистулек. По сути приходится наращивать за счёт дополнительных кусков. Видимо консистенция глины такова, что не позволяла играться и экспериментировать с формой, и подавляющее большинство фигурок представляют собой каплевидный сосуд с вытянутой шейкой.
Характерный же зеленоватый цвет игрушки приобретали из-за суржика, содержащего свинец. Вообще, из-за этого цвета, как у водорослей, и близости Костромы к большой реке в моей голове сложились ассоциации, как будто все они вышли из подводного мира. Дополнительным доказательством тому послужили Конь Кологривый и утка, которая изначально мне показалась щукой.
Вот на этой фотке как раз и представлены два Коня Кологривых.
Дальше – изготовление свистулек, как и везде по Руси, было женским и несерьёзным занятием, в то время как мужчины лепили горшки, и горшки тогда представляли единственную доступную кухонную утварь.
Почему стали делать свистульки? Тут женщина из музея рассказала для меня новую версию. За сколько продавали горшок? За объём картошки, который в него влезет. Или молока. Но пустую посудину не продавали (как сейчас пустой кошелёк не дарят) – требовалось что-нибудь в него положить. А что можно положить? Вот и клали маленькие свистулечки. У них есть даже специальное название, но я его позабыл.
Впрочем, эта версия не объясняет необходимость в больших игрушках. Думаю, что они продавались на ярмарках.
И вот, что удивительно. Мужское гончарство выродилось за ненадобностью, а женские игрушки, наоборот, набирают силу в связи с туризмом.
Но раз уж я заговорил о горшках, то уместно будет приложить эту фотографию и кое-что рассказать. Раньше, когда горшок разбивался, то черепки не выбрасывали, а собирали обратно в горшок, обматывали, например, камышовыми листьями и ещё раз обмазывали глиной. Таким образом продолжал служить, так сказать, во вторую смену.
Описание игрушек
Чудо-юдо рыба-кит и дерево
В самом музее я заметил несколько примечательных, с точки зрения мифологии, игрушек.
Например, на этой фотографии мы видим чудо-юдо рыбу-кит, настолько огромную, что на его спине выросло дерево. Причём дерево похоже то ли на водоросли, то ли на щупальца. А можно объяснить и более прозаично: что это просто струя воды.
Вторая игрушка — это дуб, причём приобретший человеческие черты. Впрочем, все мы знаем, что дубу всегда придавали сверхъестественные свойства и считали чуть ли не царём среди деревьев.
Скоморох на свинье
А это скоморох, разъезжающий ради большего смеха на свинье. Однако мне кажется, что было бы смешнее-веселее, если бы он сидел задом-наперёд. А вообще институт скоморошества на Руси носил сакральный характер.
Дерево жизни
А здесь мы видим Дерево Жизни, оно же Ось земли. На Руси такое дерево всегда изображали с птицами, причём иногда с вещими, то есть с женскими головами.
Карусель
А здесь мы видим карусель, которая тоже символизировала ось мира, вокруг которой всё остальное крутится. А рядышком стоит интересная свистулька в виде сдвоенного коника, то есть он свистит на два звука.
Даждьбог и коза с гармонью
Самой левой фигуркой стоит славянский бог Дажьбог, о котором я расскажу чуть ниже. По центру — прикольная свистулька в виде козы с гармонью. Справа видим извращение в виде слона, и мне на ум приходит лишь словосочетание «морской слон».
Обратите внимание на разделочные доски! На них мы видим костромскую роспись.
На переднем плане представлена реализация поговорки «дудеть в одну дуду». Влюблённые могут дуть каждый в свой хвост, и каждый будет извлекать свой звук. Как мне кажется, это придумка современных мастериц, а не старинная традиция. Впрочем, повторюсь, ничего плохого в этом нет. Наоборот, это развитие!
Фигурка по центру — это кукушка, которая и издаёт кукование.
Наконец, слева стоит более крупная фигурка Дажьбога, который у древних славян отвечал не только за Солнце, но и за Луну, а потому не только у его коня две головы, но и у самого Дажьбога два лица. После крещения Руси образ Дажьбога слился с образом Святого Георгия (Егория).
Медведи с гармонями
А это мишки, няшнее которых только котики. Восточные славяне, между прочим, считали медведей сватом и своим двоюродным братом за то, что они умели стоять и ходить на задних лапах и пить водку.
А здесь мы можем наблюдать прямо-таки бытовую зарисовку, как гончар везёт свой товар на какую-нибудь волостную ярмарку. Кстати, в Костроме бытует такая версия поговорки: «Чай не горшки везёшь!»
А здесь мы видим целый выводок глухарей. Обратим внимание на их хвосты, которые потом будут повторены в дымковских индюках.
Уточки для влюблённых
Кроме того, на отдельных витражах выставлены игрушки из других мест. Так мне было крайне любопытно увидеть вживую дымковскую и абашевскую игрушку, так как неизвестно, когда я смогу поехать в Пензу или Вятку.
У них же можно купить сувениры. Цены петровской игрушки начинается от 350 рублей на самые маленькие, возрастает до 450-650 за фигурку средних размеров, а самые большие продаются уже за 1500 рублей (цены на февраль 2018 года). Так мне приглянулся скоморох верхом на петухе, но тогда мы взяли только его одного.
Единственный недостаток музея — не продаётся никакой литературы на соответствующую тематику и нет даже карточек интересных фигурок, снятых профессионально.
Официального сайта у них нет, но есть группа Вконтакте. Даю ссылку на неё. Оно и понятно, сайт ведёт к определённым денежных издержкам. Помимо его разработки (а при желании можно всё сделать самому) нужно ещё оплачивать домен и хостинг, и от этого никуда не деться! Группа же Вконтакте не требует денег и каких-то знаний по сайтостроению.