Красная площадь

Красная площадь с Собором Василия Блаженного и Спасской башней, Москва

Красная площадь с Собором Василия Блаженного и Спасской башней, Москва

Кто бы что ни говорил, но Красная площадь была и остаётся сердцем Москвы да и всей России. Хотя уверен, что человек, который много слышал про Красную площадь и впервые попал сюда, будет разочарован. Она такая большая и пустая. Красоты только по периметру. Что не удивительно, ведь сама площадь является является плацем. В дни парадов, например, традиционный парад на 9 мая в честь победы над фашисткой Германией в Великой Отечественной войне.

Итак, что мы можем тут увидеть? Первое, что бросится вам в глаза — это фееричная радуга собора Василия Блаженного.

Средние торговые ряды, Собор Василия Блаженого, Спасская и Сенатская башни Кремля, Красная площадь, Москва

Средние торговые ряды, Собор Василия Блаженного, Спасская и Сенатская башни Кремля, Красная площадь, Москва

Красная площадь, Москва

Красная площадь, Москва

Собор Василия Блаженного

Собор Василия Блаженого, Красная площадь, Москва

Собор Василия Блаженного, Красная площадь, Москва

Наряду со Спасской башней Кремля является символом Москвы. Для кого-то является и символом России, но я не придерживаюсь такой централизации.

Храм удивителен и по-своему радужному разноцветью, и по своей сложной архитектуре. От византийской строгости не остаётся и следа. Просматривается архитектура более поздних времён. Вспоминается киевская и новгородская Софии, усложнённые псковские корпуса. Архитектура передаёт зрелость культуры, которая не только может это построить (тут дело за одним зодчим, который может быть выписан из другой страны), но и позволяет уже настолько отойти от канонов.

Москва уже зрела, она ещё ходит под Иваном Грозным, но подготавливает себя к Петру и переносу столицы. Собор Василия Блаженного — это лебединая песнь Москвы и Руси, когда ей ещё не приходится считаться изнутри ни с Казанью на востоке, ни с Европой на западе.

Как Людвиг Баварский построил Нойшванштайн перед тем, как независимая Бавария стала частью Германии, такая же история вышла на триста лет раньше с этим собором. Это памятник уходящей культуры, самое прекрасное и фантасмагоричное, что она могла дать миру, но уже не даст, потому что случается поворот с намеченной исторической колеи.

Вот мои мысли по поводу этого храма. И, знаете, он окупает то, что у нас нет готических соборов, пламенеющих в резном камне. Тем болен, что готическим соборам несть числа, а он такой один.

Но начнём с названия!

Кто такой Василий Блаженный

Василий Блаженный — это юродивый, которому приписывается некоторое количество чудес и прозренческих подвигов. Родился, между прочим не в самой Москве, а в подмосковном селе Елохове. Впрочем, сейчас это метро Бауманская и ЦАО. Там, где находится Елоховский собор.

Легенды очень похожи на притчи о Ходже Насреддине, который якобы ведёт себя как дурак, а на самом деле оказывается умнее всех. Вот одна из них.

Василий Блаженный камнем разбил икону Богородицы на Варваринских воротах (были такие в Китай-городе на современной Варварке). Толпа набросилась на юродивого с кулаками и палками, но кто-то обратил внимание, что под верхним слоем с Богородицей есть и другой, на которой был намазана дьявольская харя. Выяснилось, что это так называемая адописная икона. И молитвы, направленные к ней, имеют обратный эффект.

Василия Блаженного очень чтил сам Иван IV Грозный и прощал ему всё! Юродивый даже безнаказанно называл царя грешником и тыкал ему в лицо куском мяса. Когда в 1557 году (по другим источникам — в 1552 году) Василий умер, Иван сам присутствовал на его похоронах и велел заложить на его могиле собор, назвать собор в его честь, но приурочить ко взятию Казани.

Это было начало самого красивого собора в России.

Отмечу также, что официальное его название — Храм Покрова Пресвятой Богородицы что На Рву. Так же, как и лучшее творение владимирского зодчества, этот храм тоже посвящён Покрову.

История собора Василия Блаженного

Собор Василия Блаженого, Васильевский Спуск, Москва

Собор Василия Блаженного, Васильевский Спуск, Москва

Достоверных сведений о зодчих храма не сохранилось. В одной из версий версий упоминается две имени, Яков Постник и Барма, и даже не понятно, один это человек или два. Некоторые присовокупляют, что Постник был из Пскова.

По другой версии собор возводили итальянцы-фрязы, потому что он уникален для России и потому что ломбардские фрязы ранее строили Московский Кремль. Проблема этой версии заключается в том, что и во всей Италии нет ничего подобного, а русским (тем же псковским) мастерам было не в новинку строить луковичные и шатровые крыши, в отличие от итальянцев.

Основная архитектурная фишка собора заключается в том, что это не одна церковь, а целых одиннадцать! Изначально построили центральную шатровую, которая до сих остаётся самой высокой в соборе. Её и посвятили Покрову Пресвятой Богородицы. На момент строительства церковь Покрова была самой высокой в Москве, и такой она оставалась до перестройки колокольни Ивана Великого внутри кремля.

К ней пристраиваются восемь однокупольных церквей, каждая из которых освящена в честь своих святых. Считается, что святые выбирались по их дням в святцах, на которые приходились военные победы по Казанью. После взятия Казани, когда войска с триумфом вернулись в Москву, Иван Грозный приказал вместо отдельных деревянных церквей построить одну — каменную.

Считается также, что восемь куполов вокруг шатра должны напомнить татарам их разрушенный Кул-Шариф и оттого им легче будет принять православие. Странная версия, так как минареты всегда выше главного здания, а здесь купола ниже центрального шатра.

Архитектура Собора Василия Блаженного

План собора Василия Блаженого, Красная площадь, Москва

План собора Василия Блаженного, Красная площадь, Москва

На этой схеме под номером 7 отмечена Покровская церковь (Церковь Покрова Пресвятой Богородицы). Это единственная шатровая церковь в соборе. Праздник по старому стилю приходится на 1 сентября. В этот день начался штурм Казани.

Под номером 2 значится Церковь Святой Троицы. Она смотрит на восток, на Средние торговые ряды, и увенчана луковицей с завитыми золотыми и тёмно-зелёными полосами. Это логично, потому что на Руси зелёными куполами означали церкви, освящённые в честь Святого Духа. Зелёный — это его цвет. Правда, золотой цвет символизировал Христа, так что он здесь не логичен.

Далее пойдём по часовой стрелке.

Под номером 4 стоит малая церковь Александра Свирского. День его памяти тогда (по юлианскому календарю) проходил 12 сентября. В этот день произошёл разгром конницы Епанчи на Арском поле. Эта церковка обращена на юго-восток, на Варварку, и тоже увенчана луковицей с зелёными и золотыми полосами, но завиты они в противоположную сторону относительно Троицкой церкви.

К ней пристроена колокольня, соединённая с церковью Александра Свирского галереей. Шатёр колокольни является как бы блеклой репликой купола покровской церкви, но раскрашен не в красный, а в зелёный цвет.

Далее под номером 6 значится Церковь Николы Великорецкого. Она смотрит на юг, на Москва-реку, а её купол украшен горизонтальными чередующимися красными и белыми линиями. Церковь посвящена Великорецкому образу Николая Угодника.

Номер 9 — это Церковь Варлаама Хутынского. Смотрит на юго-запад, то есть на Большой Москворецкий мост. Купол окрашен в зелёно-золотой руст. Варлаам Хутынский — это игумен и основатель Спасо-Преображенского Хутынского монастыря (в 7 км от Великого Новгорода, близ деревни Хутынь).

Под номером 10 значится Церковь Входа Господня в Иерусалим, смотрящая строго на запад. Узкий, на суздальский манер, барабан вырастает из двух рядов кокошников, а рустованный купол украшен завивающимися красной и зелёной полосами.

От этой церкви на север и на юг отходят два крыльца, на каждом из них по два зелёных шатра.

Номер 8, выходящий на северо-запад, — церковь Григория Армянского, просветителя Великой Армении, которого поминают 30 сентября. Его купол украшен золотым рустом, рассечённым зелёной сеткой.

Далее строго на север смотрит номер 5, церковь Киприана и Иустины (Андриана и Ниталии). День памяти этих святых приходится на 2 октября, то есть на день, когда Иван Грозный взял Казань. Архитекторы намерено цветами выделили их купол, использовав вертикальные белые и голубые полосы, которые больше нигде не используются в раскраске собора. Точнее, белый используется, но в раскраске башен и барабанов, но не куполов.

Замыкает круг северо-восточная церковь под номером 3 освящена в честь Василия Блаженного. Купол украшен завитыми зелёными и золотыми полосами, а также красными шипами. Сейчас это единственная з десяти церквей, где проводятся богослужения.

К ней примыкает десятая церковь, обозначенная на плане номером 11. Это церковь Трёх Патриархов (Иоанна, Александра и Павла Нового). Она самая низкая из всех. Купол-луковица как бы покрыт чешуёй и раскрашен в завитые зелёные и красные полосы.

Памятник Минину и Пожарскому

Памятник Минину и Пожарскому, Красная площадь, Москва

Памятник Минину и Пожарскому, Красная площадь, Москва

Лобное место

Лобное место, Красная площадь, Москва

Лобное место, Красная площадь, Москва

Мавзолей Ленина

Мавзолей, Красная площадь, Москва

Мавзолей, Красная площадь, Москва

Исторический музей

Исторический музей, Красная площадь, Москва

Исторический музей, Красная площадь, Москва

Исторический музей, Красная площадь, Москва

Исторический музей, Красная площадь, Москва

Исторический музей, Красная площадь, Москва

Исторический музей, Красная площадь, Москва

Воскресенские ворота и Нулевой километр

Воскресенские ворота, Красная площадь, Москва

Воскресенские ворота, Красная площадь, Москва

Воскресенские ворота, Красная площадь, Москва

Воскресенские ворота, Красная площадь, Москва

Музей 1812 года

Музей 1812 года, площадь Революции, Москва

Музей 1812 года, площадь Революции, Москва

Другие достопримечательности Москвы