Красная площадь
Кто бы что ни говорил, но Красная площадь была и остаётся сердцем Москвы да и всей России. Хотя уверен, что человек, который много слышал про Красную площадь и впервые попал сюда, будет разочарован. Она такая большая и пустая. Красоты только по периметру. Что не удивительно, ведь сама площадь является является плацем. В дни парадов, например, традиционный парад на 9 мая в честь победы над фашисткой Германией в Великой Отечественной войне.
Итак, что мы можем тут увидеть? Первое, что бросится вам в глаза — это фееричная радуга собора Василия Блаженного.
Собор Василия Блаженного
Наряду со Спасской башней Кремля является символом Москвы. Для кого-то является и символом России, но я не придерживаюсь такой централизации.
Храм удивителен и по-своему радужному разноцветью, и по своей сложной архитектуре. От византийской строгости не остаётся и следа. Просматривается архитектура более поздних времён. Вспоминается киевская и новгородская Софии, усложнённые псковские корпуса. Архитектура передаёт зрелость культуры, которая не только может это построить (тут дело за одним зодчим, который может быть выписан из другой страны), но и позволяет уже настолько отойти от канонов.
Москва уже зрела, она ещё ходит под Иваном Грозным, но подготавливает себя к Петру и переносу столицы. Собор Василия Блаженного — это лебединая песнь Москвы и Руси, когда ей ещё не приходится считаться изнутри ни с Казанью на востоке, ни с Европой на западе.
Как Людвиг Баварский построил Нойшванштайн перед тем, как независимая Бавария стала частью Германии, такая же история вышла на триста лет раньше с этим собором. Это памятник уходящей культуры, самое прекрасное и фантасмагоричное, что она могла дать миру, но уже не даст, потому что случается поворот с намеченной исторической колеи.
Вот мои мысли по поводу этого храма. И, знаете, он окупает то, что у нас нет готических соборов, пламенеющих в резном камне. Тем болен, что готическим соборам несть числа, а он такой один.
Но начнём с названия!
Кто такой Василий Блаженный
Василий Блаженный — это юродивый, которому приписывается некоторое количество чудес и прозренческих подвигов. Родился, между прочим не в самой Москве, а в подмосковном селе Елохове. Впрочем, сейчас это метро Бауманская и ЦАО. Там, где находится Елоховский собор.
Легенды очень похожи на притчи о Ходже Насреддине, который якобы ведёт себя как дурак, а на самом деле оказывается умнее всех. Вот одна из них.
Василий Блаженный камнем разбил икону Богородицы на Варваринских воротах (были такие в Китай-городе на современной Варварке). Толпа набросилась на юродивого с кулаками и палками, но кто-то обратил внимание, что под верхним слоем с Богородицей есть и другой, на которой был намазана дьявольская харя. Выяснилось, что это так называемая адописная икона. И молитвы, направленные к ней, имеют обратный эффект.
Василия Блаженного очень чтил сам Иван IV Грозный и прощал ему всё! Юродивый даже безнаказанно называл царя грешником и тыкал ему в лицо куском мяса. Когда в 1557 году (по другим источникам — в 1552 году) Василий умер, Иван сам присутствовал на его похоронах и велел заложить на его могиле собор, назвать собор в его честь, но приурочить ко взятию Казани.
Это было начало самого красивого собора в России.
Отмечу также, что официальное его название — Храм Покрова Пресвятой Богородицы что На Рву. Так же, как и лучшее творение владимирского зодчества, этот храм тоже посвящён Покрову.
История собора Василия Блаженного
Достоверных сведений о зодчих храма не сохранилось. В одной из версий версий упоминается две имени, Яков Постник и Барма, и даже не понятно, один это человек или два. Некоторые присовокупляют, что Постник был из Пскова.
По другой версии собор возводили итальянцы-фрязы, потому что он уникален для России и потому что ломбардские фрязы ранее строили Московский Кремль. Проблема этой версии заключается в том, что и во всей Италии нет ничего подобного, а русским (тем же псковским) мастерам было не в новинку строить луковичные и шатровые крыши, в отличие от итальянцев.
Основная архитектурная фишка собора заключается в том, что это не одна церковь, а целых одиннадцать! Изначально построили центральную шатровую, которая до сих остаётся самой высокой в соборе. Её и посвятили Покрову Пресвятой Богородицы. На момент строительства церковь Покрова была самой высокой в Москве, и такой она оставалась до перестройки колокольни Ивана Великого внутри кремля.
К ней пристраиваются восемь однокупольных церквей, каждая из которых освящена в честь своих святых. Считается, что святые выбирались по их дням в святцах, на которые приходились военные победы по Казанью. После взятия Казани, когда войска с триумфом вернулись в Москву, Иван Грозный приказал вместо отдельных деревянных церквей построить одну — каменную.
Считается также, что восемь куполов вокруг шатра должны напомнить татарам их разрушенный Кул-Шариф и оттого им легче будет принять православие. Странная версия, так как минареты всегда выше главного здания, а здесь купола ниже центрального шатра.
Архитектура Собора Василия Блаженного
На этой схеме под номером 7 отмечена Покровская церковь (Церковь Покрова Пресвятой Богородицы). Это единственная шатровая церковь в соборе. Праздник по старому стилю приходится на 1 сентября. В этот день начался штурм Казани.
Под номером 2 значится Церковь Святой Троицы. Она смотрит на восток, на Средние торговые ряды, и увенчана луковицей с завитыми золотыми и тёмно-зелёными полосами. Это логично, потому что на Руси зелёными куполами означали церкви, освящённые в честь Святого Духа. Зелёный — это его цвет. Правда, золотой цвет символизировал Христа, так что он здесь не логичен.
Далее пойдём по часовой стрелке.
Под номером 4 стоит малая церковь Александра Свирского. День его памяти тогда (по юлианскому календарю) проходил 12 сентября. В этот день произошёл разгром конницы Епанчи на Арском поле. Эта церковка обращена на юго-восток, на Варварку, и тоже увенчана луковицей с зелёными и золотыми полосами, но завиты они в противоположную сторону относительно Троицкой церкви.
К ней пристроена колокольня, соединённая с церковью Александра Свирского галереей. Шатёр колокольни является как бы блеклой репликой купола покровской церкви, но раскрашен не в красный, а в зелёный цвет.
Далее под номером 6 значится Церковь Николы Великорецкого. Она смотрит на юг, на Москва-реку, а её купол украшен горизонтальными чередующимися красными и белыми линиями. Церковь посвящена Великорецкому образу Николая Угодника.
Номер 9 — это Церковь Варлаама Хутынского. Смотрит на юго-запад, то есть на Большой Москворецкий мост. Купол окрашен в зелёно-золотой руст. Варлаам Хутынский — это игумен и основатель Спасо-Преображенского Хутынского монастыря (в 7 км от Великого Новгорода, близ деревни Хутынь).
Под номером 10 значится Церковь Входа Господня в Иерусалим, смотрящая строго на запад. Узкий, на суздальский манер, барабан вырастает из двух рядов кокошников, а рустованный купол украшен завивающимися красной и зелёной полосами.
От этой церкви на север и на юг отходят два крыльца, на каждом из них по два зелёных шатра.
Номер 8, выходящий на северо-запад, — церковь Григория Армянского, просветителя Великой Армении, которого поминают 30 сентября. Его купол украшен золотым рустом, рассечённым зелёной сеткой.
Далее строго на север смотрит номер 5, церковь Киприана и Иустины (Андриана и Ниталии). День памяти этих святых приходится на 2 октября, то есть на день, когда Иван Грозный взял Казань. Архитекторы намерено цветами выделили их купол, использовав вертикальные белые и голубые полосы, которые больше нигде не используются в раскраске собора. Точнее, белый используется, но в раскраске башен и барабанов, но не куполов.
Замыкает круг северо-восточная церковь под номером 3 освящена в честь Василия Блаженного. Купол украшен завитыми зелёными и золотыми полосами, а также красными шипами. Сейчас это единственная з десяти церквей, где проводятся богослужения.
К ней примыкает десятая церковь, обозначенная на плане номером 11. Это церковь Трёх Патриархов (Иоанна, Александра и Павла Нового). Она самая низкая из всех. Купол-луковица как бы покрыт чешуёй и раскрашен в завитые зелёные и красные полосы.