Московский кремль внутри

Московский кремль — это сердце не только города, но и всей страны. Он оставался таковым даже, когда столица была перенесена в Санкт-Петербург. И, разумеется, на его территории расположено множество достопримечательностей.

Колокольня Ивана Великого

Колокольня Ивана Великого, Московский кремль внутри

Колокольня Ивана Великого

Глуп тот, кто считает главной площадью Москвы Красную, а главной доминантой — Спасскую башню. Это не так! Центральной площадью столицы была и остаётся Соборная, а главной высотой, безусловно, является колокольня Ивана Великого Московского кремля.

Строил её в 1505-8 годах неизвестный итальянец, оставшийся в летописях под именем Бон Фряз. При нём звонница возвышалась «всего лишь» на 60 метров, но постепенно к 1931 году её достроили до 81 метра. Колокольня действительно выглядит элегантно.

Но ещё большую прелесть приобретает благодаря церкви Иоанна Лествичника, в которой в неуловимой пропорции переплетаются как домонгольское храмовое зодчество, так и послемонгольское. Церковь, безусловно является, архитектурным шедевром и обязана находится с лучшими образчиками Пскова и Владимира.

Но это всё-таки звонница, а потому интересно поговорить о колоколах. Основными колоколами являются Успенский (65 тонн 320 кг), Реут или Ревун (32 тонны 760 кг) и Великопостный или Семисотный (13 тонн 71 кг). Успенский является самым тяжёлым из действующих колоколов России (но не в мире! — самый большой в мире находится в Бирме (Мьянме). Также считается, что Успенский обладает лучшим звучанием, что логично.

А вот имена остальных, от перезвона которых кажется, что земля трясётся, а звонят они, как раз, на всю Ивановскую [площадь]. Колокола третьего яруса Филаретовой пристройки — Родионовский и колокол Филиппа Андреева. Второго яруса — Корсунский, Немчин, Новый Успенский, Даниловский, Ляпуновский, Марьинский, Глухой, Первый Безымянный, Второй Безымянный, Архангельский и ещё один безымянный колокол. Наконец, нижнего яруса — Медведь, Лебедь, Новгородский, Широкий, Слободской и Ростовский.

Успенский собор

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Москве

Успенский собор, Московский кремль внутри

До революции 1917 года и свержения самодержавия Успенский собор Московского кремля был самым главным в России — потому что в нём венчались русские цари и российские императоры. А поначалу он служил местом захоронения патриархов.

Успенский собор стали строить в 1326 году по указу Московского царя Ивана Калиты. Строился в подражание одноимённому владимирскому собору. И строился с тем прицелом, чтобы перенести Святой престол из Владимира в Москву. Митрополит Киевский и Всея Руси Пётр так и сделал. Это способствовало усилению политического положения Москвы среди русских городов и закреплению подчиненной роли Владимира. Далее Иван Калита уже воевал с Тверским княжеством, но это уже другая история, к Успенскому собору не относящаяся.

То, что сейчас мы видим, уже третья версия собора. Первую построили наподобие Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, вторую перестраивали псковские мастера, но почти достроенный храм рухнул. Тогда послы Калиты находят в Северной Италии Аристотеля Фиораванти.

Аристотель Фьораванти (Фиораванти)

Уроженец Болоньи и рождённый в семье архитекторов, он сам стал дерзким и талантливым архитектором. В родной Болонье он передвинул 24-метровую колокольню при церкви Санта-Мария Маджоре на 13 метров буквально за несколько дней. В Венеции он повторил фокус с кампанилой Сан-Микеле Арканджело. Правда, через несколько дней она рухнула, и Фьораванти пришлось спешно бежать из Серениссимы.

Он работал в Милане на Франческо Сфорца и построил ему шлюз Виаренна. Его вызывал в Будапешт Матьяш Корвин, и Фьораванти наводил ему мосты между дунайскими берегами. И между тем его намеревались судить как фальшивомонетчика. Вот какого итальянца отыскали для Калиты для строительства Успенского собора.

Для восстановления собора Фьораванти понадобился белый камень (в разрушенном его было мало) и кирпич. Для разработки белого камня оказалась годной каменоломня в подмосковном Мячкове, а для производства кирпича наладили небольшой завод у стен Андроникова монастыря.

Фьораванти справился с задачей, и именно его версия собора воссоздавала одноимённый владимирский, в том числе «белокаменность», то есть имперское величие в русском понимании. Другой собор и не годился бы быть главным в русских землях.

Успенский собор, Московский кремль внутри

Успенский собор Московского кремля с обратной стороны

Основное отличие московского собрата от владимирского заключается в том, что Фьораванти перераспределил нагрузки с барабанов таким образом, чтобы увеличить внутренний объём собора. Владимирский же сильно членён на тесные каморы, и кажется, что храм создавался для стояния столпов.

Архангельский собор

Архангельский собор Московского кремля

Архангельский собор

Благовещенский собор

Благовещенский собор Московского кремля

Благовещенский собор

Царь колокол

Царь колокол, Кремль, Москва

Царь колокол, Московский кремль внутри

Есть такая старинная загадка: «Выйду я на гой, гой, гой, и ударю я гой, гой! Разбужу царя в Москве, короля — в Литве, старца — в келье, дитю — в колыбели, попа — в терему». Ответ на неё — колокол. Может быть, и конкретно Царь колокол, раз от его звона проснётся не только царь в Москве, но и король в Литве.

Царь колокол наряду со своим собратом Царём пушкой являются самыми интересными артефактами на территории Кремля. По крайней мере, когда в детстве я ходил на кремлёвские ёлки, то запомнил только этих двух царей. Царя пушку, которая не стреляет, и царя колокола, который не звонит.

Оба объекта могут претендовать на символы столицы, наравне со Спасской башней и Храмом Василия Блаженного.

Царь колокол отыскать достаточно просто, учитывая, что ходить разрешают лишь по крошечному пятачку Кремля, и всё-таки — он установлен около Колокольни Ивана Великого со стороны Ивановской площади. Собственно говоря, за все триста лет своей жизни Царь колокол и не покидал стен Кремля, из-за своих размеров (а он весит 202 тонны) его отливали прямо здесь. Отливали по приказу императрицы Анны Иоанновны в память потомкам о её царствовании. Отливали, взяв за основу предыдущий колокол, который пострадал при предыдущем пожаре, но предыдущий весил всего лишь 33,6 тонн, то есть лишь седьмую часть.

В документах значится, что некий француз Жермен отказался отливать таких масштабов колокол, приняв приказ Анны Иоанновны за шутку. За работу взялись Моторины (Маторины), Иван Фёдорович и его сын Михаил Иванович, литейщики с Пушкарской слободы (теперь это Мещанский район).

Утверждали проект с Петербургом и отливали около шести лет с 1730 до 1736 года. Старший из Моториных до этого не дожил, а младший получил 1000 рублей и ранг цехмейстера литейных дел. Оставалось лишь поднять Царь колокол либо на Ивана Великого, либо на Филаретову звонницу.

В 1737 году в Москве случился Великий пожар, который так называли аж до 1812 года, а теперь больше известен под названием Троицкого. В этом бедствии сгорели подпорки, колокол упал и раскололся. Кстати, осколок весит около 11 тонн.

Так теперь Царь колокол и стоит уже триста лет на постаменте, а его осколок делает его самым узнаваемым колоколом в мире.

Кстати, в интернете можно вычитать, что некоторые гиды рассказывают китайским группам, дескать, это пьяный царь Пётр выстрелил из Царь пушки по Царь колоколу, так и образовался осколок. Китайцы верят, а высокотехнологичные выходцы из Тайваня даже записывают эту байку в свои блокнотики.

Царь колокол

Царь колокол вблизи

Памятник русского литейного искусства Царь колокол

Царь колокол

Царь пушка

Царь пушка

Царь пушка, Московский кремль внутри

Царь пушка вместе со своим собратом царём колоколом представляет собой очень сильный заряд. Один никогда не звонил, вторая никогда не стреляла, но каждый из них является самым массивным в своём виде. Это может оказаться подспудной русской идеей.

Подобные мысли могут приходить в голову, если не стоишь перед. А когда стоишь, то понимаешь, что размер всё-таки имеется значение! Подумать только, она может стрелять ядрами под тонну весом. Или хотя бы одним, после чего сама разорвётся. Сама царь пушка весит 39 тонн!

На меня произвело впечатление не только её массо-габариты, но и роспись по ней. Причём, лафет мне понравился больше. Казалось бы, вот штука, которая убивает людей массово и на большом расстоянии. Зачем ей эстетика? Зачем ей красота? А вот зачем-то нужны. Не думаю, что царь пушка привлекала бы к себе столько внимания, если бы была без гравировки. По такому пути, чистого функционерства, идёт современная военная техника. А тогда нужно было, чтобы и глаз радовался.

Отлил царь пушку в 1586 году Андрей Чохов, и, по ходу, она была больше рассчитана для устрашения своим внешним видом, нежели для реальных выстрелов. Изначально её поставили на Красной площади около Лобного места, откуда зачитывались государевы приказы, а царь пушка придавала им больший вес. Потом несколько раз её по каким-то соображениям переставляли, пока она не обрела нынешнее место.

Другие достопримечательности Москвы