Trip2Trip / Европа / Россия / Центральный регион / Москва /
ВДНХ – Заповедник сталианса
ВДНХ расшифровывается как Выставка достижений народного хозяйства. Но это его второе название. Первое было ВСХВ, то есть Всесоюзная сельскозозяйственная выставка. В 1934 году у Партии возникла идея показать достижения коллективизации.
Рабочий и колхозница
Главный вход ВДНХ
Монументальный Главный ВДНХ – это без сомнений триумфальная арка. Больше всего она мне напоминает Брандебургские ворота в Берлине – своим классицизмом, органично переросшим в ампир.
От главного входа до первого павильона ведёт целый ансамбль фонтанов Центральной аллеи.
Регулярный ритм сразу наводит мысль на Версаль. В принципе, любой ампир (включая сталианс) отсылает к Версалю.
Павильон N1 Центральный
Построили в 1954 году по проекту Ю. Щуко и Е. В. Столярова.
Фонтан «Дружба народов СССР»
Это центральный и, наверное, самый главный фонтан и выставочного комплекса, и Москвы, и всей страны.
Автор фонтана – Константин Топуридзе. И на этапе проектирования он назывался «Золотым снопом», что отражало ценность сельскохозяйственных культур для страны. Да и пространство вокруг него называлось площадью Колхозов. Вокруг центрального снопа кружатся девушку-республики, и каждая держит свою культуру.
Запустили его 1 августа 1954 года. На тот момент республик было 16, а расположены они в таком же порядке, как и на гербе СССР. Высота скульптур – 4 метра, вес – по 2,5 тонны, материал – бронза. На позолоту сусальным золотом ушло 25 кг.
Украинка изображена в венке из цветов и вплетёнными в него лентами. В руках она держит пшеницу, виноград и подсолнух.
Россиянка обращена лицом на Центральный павильон. Она как бы встречает гостей и приветственно им машет левой рукой, идуших от центральной арки. В правой руке она держит сноп пшеницы.
Белорусская девушка держит в руках лён и яблоко.
Казашка держит в руках сноп пшеницы.
Азербайджанка держит в руках хлопок.
Молдаванка дердит початки кукурузы, а вокруг её ног вьются виноградные лозы.
Армянская девушка держит гроздья винограда.
Моделью для скульптуры выступала балерина Вирве Кипле-Парсаданян, которая училась тогда в ГИТИСе. Девушка изобрадена в традицмооном наряде Муху (третий по величине остров в Эстонии).
Девушка держит сосновую ветвь и пшеничный колос.
Карельская девушка держит в руках цветы, а у её ног растёт ёлочка. В 1954 году ещё существовала Карело-Финнская ССР, пока в 1956 году её не упразднили и не ввели в состав РСФСР. Фонтан никто менять не стал, да и павильон «Карелия» так и остался.
Для скульптуры Туркмении позировала пианистка Гозель Аннамамедова, которая в то время училась в Московской консерватории.
Таджичка, как нетрудно догадаться, держит в руках хлопок. С фантазией у авторов было не, что туго, просто они брали те изображения флоры, которые присутствовали на гербах республик.
Эту скульптуру тоже делала Зинаида Баженова. Латвийская девушка держит в руках сноп колосьев. Ворот украшен традиционной латвийской брошью – сактой.
Киргизская девушка держит в руках гирлянду из цветов и хлопка.
Девушка, олицетворяющая Литву, в одной руке держит лён и ячмень, а в другой – цветы и дубовые листья.
Грузинка держит в руках, конечно же, гроздья винограда.
Для скульптуры позировала Родам Амирэджиби, княдна и жена поэта Михаила Светлова.
Узбечка, конечно же, держит в руках хлопок. Скульптуру ваяла Зинаида Баженова.
Павильон N2 Робостанция
Павильон построил в 1954 году С. Н. Полупанов. Тогда в нём экспонировался Северный Кавказ.
В 1960 году его переделали в «Науку» (вычислительная техника, микробиология, физика, химия). В 1964 году ко всему прочему добавили тематику космоса, и также переименовали здание. В 1967 он стал про народное образование.
В 2014 году он стал Робостанцией.
Павильон N4 Киргизия
Построили в 1954 году по проекту Х. А. Армана, А. Х. Вольберга и Н. К. Тарваса. Изначально называлась «Эстонская ССР».
Павильон N5 Музей городского хозяйства Москвы
Раньше была «Латвийская ССР».
Павильон N10 Молдова
Построили к декабрю 1951 года.
Павильон N11 Казахстан
Архитекторы – И. М. Петров, Н. В. Куприянов. Был построен в 1954 году именно для экспозиции Казахской ССР. В 1964 году его переделали в «Металлургию», а в 2021 году в него вернулись Казахстанскую тематику.
Первое, что бросается в глаза – это стеклянный купол.
Павильон украшен четырьмя скульптурами. На верху стоят рабочий-сталевари колхозница.
Павильон N12 Выставочный центр профсоюзов
До 1967 года назывался «Грузинская ССР».
Павильон N13 Музей Востока
Его построили в 1939 году под названием «Армянская ССР».
Павильон N14 Азербайджан
Азербайджанский павильон мне очень понравился – внутри мини-музей.
Вот медные сосуды. Слева направо: чаша для шербета (Şərbət qabi), долча (dolça) и сяхянг (Səhəng). Немного разберёмся в них.
Сосуды различаются по функционалу. Есть для переноса воды на расстояния (как раз сяхянги), есть для хранения воды (сатылы), есть для умывания и подачи на стол (долча) и, наконец, разнообразные черпаки (тайгулп – tayqulp, джам – cam).
Иногда сяхянг также называют саханк или санак. Трудности перевода! Иногда их называют гююм или гюйюм (güyüm), иногда – фарш (farş). Название сяхянг свойствено Карабаху, а гююм – Северному Азербайджану (Ширван, Гянджа, Шеки, Загатала).
Все кувшины привезены из Лагича, что не удивительно. Село Лагич (Lahiç), по-другому – Лахидж, это старинный и известный центр изготовления медной посуды. Отсюда медники продавали свой товар в Баку, Дербент, Тифлис, в Персию и даже в Османскую Турцию. Сказать, что медный сосуд из Лагича для Кавказа и Ближнего Востока, это всё равно, что для нас сказать самовар из Тулы.
Павильон N18 Беларусь
Изначально в павильоне выставлялись достижения Беларуской ССР, потом его отдали под историю энергетической промышленности. Выставляли макеты гидро- и турбогенераторов.
Сталианс венчается скульптурой «Родина», представленная в виде колхозницей, облицованная золотой смальтой. В левой руке она держит сноп пнещины, а правой протягивает венок, как бы благословляя всю Беларусь.
Павильон имеет полукруглый дворик, охваченный с севера и юга двумя флигелями. С востока дворик ограничен вполне себе дорической колоннадой.
Павильон N58 Центр славянской письменности
Его построили в 1937 году под названием «Украина».
Павильон N59 Зерно
Фонтан Каменный цветок
Его построили в 1954 году. Архитектор – К. Т. Топуридзе, скульптор – П. И. Добрынин.
Ракета-носитель Восток
Установили 8 июля 1967 года.
Павильон N26 Павильон транспорта Москвы
Изначально назывался «Транспорт СССР».
Павильон N34 Космонавтика и авиация
Построили в 1939 году под названием «Механизация».
Павильон N64 Выставочный комплекс РЖД
Построен в 1939 году как «Ленинград и Северо-Восток РСФСР».
Павильон N66 Узбекистан
Павильон изначально планировался для выставки достижений Узбекской ССР. В 1990-е был рынок электроники, как и везде, а в 2022 идёт реставрация, что сделать представительную выставку Узбекистана.
По архитектуре. Главным элементом является высоченная ротонда. Она опирается на 48 колонн.
Павильон N67 Карелия
Построили в 1957 году как павильон «Карело-Финская ССР».
Павильон N68 Армения
Построили в 1954 году в качестве павильона «Сибирь».
Сейчас тут находится небольшая выставка, посвящённая Армении. В колонном зале выставлены макеты, причём не только тех церквей, которые сейчас находятся на территории Армении, но и времён Великой Армении.
Эчмиадзинский монастырь. Монастырь Дадиванк. Монастырь Татев. Ахтамар (церковь Святого Креста). Монастырь Сан-Ладзаро-дельи-Армени близ Венеции. Языческий храм Гарни. Амберд.
Церковь Святых Апостолов (или церковь Двенадцати Апостолов) в Карсе. Стоит у подножья одноимённой крепости, по которой город и назван.
Точной даты основания храма нет. Нет и настенных надписей, хотя не исключено, что их в последующие века удалили. Историки Степанос Таронеци (XI век) пишет, что царь Абас I построил священный собор города Карс из каменных блоков с блоками из песчаника, которые были отполированы сталью. Храм увенчали круговым куполом, орнамент которого напоминал небесный свод. Собор построили во времена правления католикоса Анании I (943–967 годы). Кстати царь Абас I правил в 928–953 годы в Анийском царстве, и Карс, а не Ани, тогда был столицей.
Историки Самуел Анеци (XII век) и Мхитар Айриванеци (XIII) называли болен точную дату начала строительства – 931–932 годы.
В XVI веке Османская империя завоёвывает много армянских городов, в том числе и Карс, и в 1579 году церковь становится мечетью. Когда город завоёвывается Российской империей, храм становится православным (не армянским!). Тогда и приобретает название церкви Двенадцатии Апостолов. Дальше Карс переходит из рук в руки, попеременно становясь то мечетью, то церковью. Сейчас это мечеть, по состоянию на 1998 года «оригинальная высокая армянская бема с высоким русским иконостасом XIX века всё ещё были на месте».
Есть скульптура Комитаса рук Левона Бейбутяна. Есть традиционные армянские наряды.