Остров Балчуг
На самом деле остров является рукотворным. Он образовался с проведением Водоотводного канала по старице Москвы. Ещё интереснее, что у него нет ни исторического, ни официального название. Но самое популярное из неофициальных – Балчуг. Среди других названий встречаются Садовники, Садовнический, Кремлёвский, Болотный, Золотой и даже Безымянный.
Раушская набережная
О низком береге Москва-реки напоминают названия и Раушских улиц. Чтобы спустить воду жители прокладывали ровышки (рвы). Они и дали название для Ровушской набережной, которая со временем преобразовалась сначала в Роушскую, а потом и в Раушскую.
Храм святителя Николая в Заяицком
Барочный храм был построен в 1741-59 годах.
Садовническая улица
Получила название по местности Нижние Садовники, произошедшей от Нижней Садовой слободы.
Храм Великомученика Георгия Победоносца в Ендове
Храм построили в 1653 году.
Колокольню возвели в 1806 году.
Улица Балчуг
Улица Балчуг Большим Москворецким мостом соединяется с Красной площадью, а Чугунным – с Пятницкой улицей. Название получила по местности, по которой проведена.
Странноватое слово балчуг происходит от искажённого татарского балчык, то есть глина, грязь. Речная пойма была болотистой, страдавшей от наводнений. Соответственно и ходить приходилось по дощатым настилам. По другой версии балчук – это рыбный рынок, привоз.
Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках
Доминантой всей Софийской набережной является колокольня Софийского храма. Возвёл её К. М. Быковский в 1868 году. По стилю это неорусский, совмещённый с романо-мавританскими мотивами.
Дети – жертвы пороков взрослых
В восточной части печально знаменитой Болотной площади находится произведение гения нашего времени – Михаила Шемякина. Работа, скульптурная композиция, называется «Дети – жертвы пороков взрослых» и состоит аж из 15 фигур! Это очень много!
Мальчик и девочка
В центре композиции и на переднем плане для нас стоят дети, мальчик и девочка. В отличие от всех остальных фигур они выделены золотым цветом, потому они и являются светом.
У детишек завязаны глаза, они бредут на ощупь. Это видно по их протянутым рукам. Видимо, они ищут свой золотой шарик.
Также у их ног лежат две книги – «Народные русские сказки» и «Сказки» Пушкина.
Наркомания
Самая левая скульптура – олицетворение наркомании. Это легко угадывает по шприцу в её левой руке. Вообще же это пожилой лысый мужчина, субтильного телосложения, но одетый дорого, во фрак. Вполне возможно, что костюм ему шили на заказ. Что называется, «с иголочки».
За спиной у него пара крыльев, но не оперённых, а как будто металлических. Как будто две косы. Перед нами не ангел, который предлагает благодать в левой руке, а падший ангел, который увлечёт за собой в ад.
Проституция
Вторая фигура – проституция с жабьей головой. Шемякин сильно подчеркнул её груди. Видимо показывая нам, что за первичными половыми признаками мы даже не смотрим на лицо, а оно очень даже говорящее.
Вообще же, в скульптуре есть что-то от Возрождения, то ли босхианское, то ли раблезианское и даже гоголевское.
Воровство
Не меньше гоголевского и в третьей фигуре – Воровстве. Ну чем не Ноздрёв! Тут заядлый картёжник в придорожном трактире то ли под Нижним Новгородом по пути из Москвы в Казань, то ли в Малоярославце на Старом Варшавском шоссе уносит кошель с золотом. Оборачивается и самодовольно ухмыляется. Свет от свечи на ломберном столе падает на его лицо, его черты заостряются и искажаются, превращаясь в кабаньи.
Алкоголизм
Четвёртая фигура – Алкоголизм, въезжающий в круг верхом на винном бочонке. На бочковой крышке мы видим маскарон сатира, чья морда застыла в пьяных веселье и оглуплении.
Сам Бахус сидит с мраморным и весьма серьёзным лицом, как король на троне. Вместо скипетра и него кубок в виде рога изобилия, но к подставке прикреплены шутовские бубенцы. Вместо державы – жбан вина.
От чрезмерного чревоугодие тело Бахуса потеряло всякую форму. Талия обросла жировым поясом, грудь обвисла и легла на этот самый пояс. Мышцы ног и рук обрюзгли.
Невежество
Пятая фигура – Невежество с ослиной головой. Видимо, самое членораздельное, что оно может издавать – это иа-иа. Осёл был символом глупости со времён Апулея, а когда тот помудрел и удостоился съесть розу, то превратился обратно в человека.
Осёл держит в левой руке погремушку, шутовской скипетр, ибо единственное, что его носитель может делать, так это пустословить.
В правой руке он показывает нам карманные часы. То есть, что нет ничего более необратимого, чем упущенное время и вообще memento mori.
Лжеучёность
Шестая фигура – Лжеучёность. Подобно Фемиде, богини Правосудия, у этой тоже закрыты глаза, чтобы быть беспристрастным.
На груди у неё закреплена брошь то ли в виде солнца, то ли в виде головы Медузы Горгоны. Если это ложное солнце, то оно нам показывает, как лжеучёность ослепляет нас, и мы не видит правды. Если это голова Медузы, то Лжеучёность пародирует Афину, богиню цивилизации.
В левой руке Лжеучёность держит развёрнутый свиток с древом Сефирот, то есть лженаукой, выросшей из Талмуда. Под свитком стоит алхимическая реторта. Ещё одна лженаука. Заметим, что реторта стоит на трёх шарах, то есть на очень шатком основании, которое в любой момент может разъехаться, и вся стройная конструкция алхимии разобьётся вдребезги в буквальном смысле слова.
В правой руке Лжеучёность держит двуглавую марионетку. Причём это не двуликий Янус, бог порогов и дверей, а две головы лошадей. Видимо, Шемякин хотел показать, что жертвы лженаук сами не знают, куда смотреть и где искать правды.
Заметим, что у марионетки хвост как у ящерицы. Вполне в духе Босха или Брейгеля.
Пропаганда насилия
Перенесёмся через седьмую фигуру сразу к восьмой. Это торговец оружием, олицетворяющий Пропаганду насилия. Метафора проста – насилие нужно тому, кто на нём наживается.
Торговец одет во фрак и высокий цилиндр. На нём венецианская полумаска (прикрывает только глаза) с длинным носом, как у Доктора Чумы. Прозрачный намёк, что он эмиссар смерти в нашем живом мире.
В правой руке он держит щит, на котором изображено самое современное оружие. Типа оно не для нападения, оно для защиты (нарисовано на щите).
В левой руке он держит фонарь, поставленный на кипу книг. Как я понимаю, Пропаганда насилия всегда освещается (под нужным углом) книжной мудростью.
Садизм
Девятая фигура – Садизм. Это антропоморфный Носорог в монашеской рясе.
Для беспамятных
Десятая скульптура – единственная, которая неантропомофная. Это просто позорный столб с колодками наверху. И он предназначен для беспамятных. Для тех, кто забыл ошибки прошлого и поэтому обречён повторить их в будущем. Следовательно, страдания были бессмыслены. Следовательно, колесо истории провернётся на месте ещё раз и повторно раздавит человеческие судьбы и жизни за неувыченные уроки и несделанные выводы. Значит, дети повторят наши страдания.
Обратим внимание, что по столбу вверх ползут змеи.
Эксплуатация детского труда
Одиннадцатая фигура – это фабрикант с птичьей головой. Он символизирует эксплуатацию детского труда. Вполне себе диккенсовский персонаж.
Под его левой рукой стоит миниатюра его завода. Слово в насмешку над агиографией святых. Они часто изображаются с собором или монастырём на ладони, который основали.
Нищета
Двенадцатая фигура – Нищета. Измождённая старуха. Посох и протянутая рука показывают, что она христарадничает.
Война
Тринадцатая, самая страшная фигура, – Война. Да и число, думается мне, выбрано не случайно. Подобно первой, Наркомании, это тоже падший ангел. Это видно по крыльям.
Этот одет в рыцарский панцирный доспех, но вместо шлема у него противогаз. Может быть, отсылка к Первой мировой, когда использовали хлор. В руках этот ангел-истребитель держит бомбу с головой Микки Мауса на наконечнике. Как бы говоря детям, что война – это тоже игрушка, игра в оловянные солдатики или даже с Микки Маусом.
Равнодушие
А теперь вернёмся к седьмой фигуре, которую мы пропустили. Если два падших ангела Наркомании и Войны, стоящие по краям, образуют симметрию своими крыльями и позами, то ось симметрии приходится именно на седьмую скульптуру. Это Равнодушие.
Как бы ни были страшны, ужасны и омерзительные другие порок, но этот занимает центральное положение да и просто поднят выше на счёт гранитного пьедестала. Это показывает нам порок Равнодушия, как главный и самый страшный, ужасный и омерзительный.
Равнодушие симметрично. Его тело – это крышка гроба, что говоряще. Безразличие к детям – это крышка гроба для них. Фигура скрещивает нижнюю пару рук на груди. Закрытая поза. Отстранение от проблемы. Вторая пара рук затыкает уши. Плюс закрыты глаза.
Чуть приглядевшись, понимаешь, что глаза закрыты не на лице, а на маске, надетой на затылок. То есть Равнодушие ещё и отвернулось от детей.
Буддистские добродетели ни говорить зла, не видеть зла, не слышать зла оборачивают пороком отсутствия эмпатии.
Резиденция посла Великобритании
Литейщик
Дом на набережной
Палаты Аверкия Кириллова
К западу от Большого Каменного моста, переходящего в улицу Серафимовича, начинается Берсеневская набережная. Она получила своё название от исторической местности Берсеневки, а до того называлась Верхними Садовниками или Верхней Садовой слободой.