Москва – От Покровского до Симонова монастыря
Покровский монастырь
Итак, Покровский монастырь. Наверное, самый посещаемый в Москве из-за мощей Матроны Московской (‘Матронушки’), но об этом позже.
Монастырь основал в 1635 году царь Михаил Фёдорович в память о своём отце, патриархе Филарете. Он скончался на Покров, поэтому монастырь и назвали Покровским. Кстати, монастырь изначально был мужским.
Место для монастыря выбрали плохое. Сюда свозили тела умерших бездомных, утопленников, странников, умерших в дороге, то есть всех тех, кто не успел исповедаться перед смертью. Их трупы складывали в сараях с ямами и хоронили лишь дважды в год – на седьмую неделю от Пасхи и на Покров. Можно представить, какой запах тут стоял.
Такие места называли скудельницами, убогими домами, жальниками и гноищами. В память об этом монастырь ещё некоторое время назывался монастырём на Убогих Домах. Такая практика прекратилась только с чумой.
Он относился к ближнему оборонительному рубежу Москвы вместе с соседними Новоспасским и Симоновым и замоскворецкими Даниловым и Донским. Дыхание Дикого поля.
Потом уже не стало никакого Дикого Поля, содержание на скопление монастырей за счёт казны перестало иметь смысл. Они стали приходить в упадок, а потом и Наполеон приложил руку.
Церковь Петра и Февронии Муромских
Но начнём мы не с самого монастыря, а с церкви Петра и Февронии, стоящей за монастырской стеной прямо на чётной стороне Таганки. Построена она была в 2014 году.
А теперь к самому Покровскому монастырю. Это единственный монастырь, куда приходиться входить через рамку металлоискателя. И рюкзак тоже нужно было открывать.
Колокольня
Встречает нас вполне себе классицистическая трёхъярусная колокольня жёлто-белого цвета. В высоту имеет 32 метра. Построили её в 1799 году взамен старой шатровой. Сейчас в ней продают тару для святой воды.
На северной арке первого яруса изображена Матрона Московская.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
В 1952 году Матрону по завещанию хоронят на Даниловском кладбище, чтобы ‘слышать службу’. Там находился один из немногих действующих храмов. В 80-х её могилка стала чудотворить, и люди стали съезжаться к ней со своими болезнями чуть ли не со всего СССР. Поэтому в ночь на 8 марта 1998 с благословения Алексия II могилу вскрыли, а мощи перенесли в Данилов монастырь. Но там они оказались не к месту, так как тогда там располагалась администрация РПЦ, которой не нужны такие потоки паломников. В результате мощи поместили в серебряную раку и перевезли сюда.
Подойти к ним можно с 7 утра до 8 вечера, а в воскресенье с 6 утра. Пишут, что простоять можно и до 8 часов.
Кроме мощей в монастыре есть ещё две иконы, одна на стене Покровского храма, другая – внутри. Интересно, что паломники несут Матроне цветы. Потом эти цветы освящают на её мощах и отдают людям при выходе из храма. Эти цветы потом засушивают и хранят дома возле икон.
Саму церковь строят в 1808 году во всё том же классицистическом стиле, который так идёт Петербургу, но портит Москву. Она всё-таки создана для узорочья и нарышкинского барокко.
Воскресенский собор Словущего
Второй храм был построен только в 1722 году, а потом в 1853 году перестроен Быковским. Выглядит более массивно и представительно, чем Покровский храм. Из всех трёх построек монастыря он мне понравился больше всего.
Новоспасский монастырь
Теперь идём на юг по Абельмановской улице до Пролетарки, а потом ещё пару шагов по 3-ему Крутицкому переулку.
Следующий монастырь-крепость, охранявший Москву с юга, был Новоспасский. Он охранял дорогу, ведущую на Рязань. А дорога эта вела в Золотую Орду и Казанское ханство.
В XVI веке из него били татарского хана Махмет-Гирея и крымских Давлет-Гирея и Казы-Гирея. Потом отбивались от поляков.
Первый Новоспасский монастырь – один из двух старейших в Москве, вместе с Даниловым. Да и основаны они были одним человеком, князем Даниилом Александровичем, сыном Александра Невского. Стоял он рядом с Даниловвм монастырём и назывался Спасским.
При Иване Калите в 1330 году этот монастырь перенесли аж в кремль на Боровицкий холм, а его собором стал храм Спаса-на-Бору. Древнейший храм Москвы, но ныне снесённый. Перенос был связан с тем, что Калите из кремля было ездить далековато.
При Иване III его переносят сюда, на Васильцев стан, в качестве фортификации. А монастырь уже стали называть Спасом на Новом месте.
В 1640 году царь Михаил Фёдорович приказывает заменить деревянные постройки на каменные. Это и храмы, и стены с башнями. Для строительства приглашали каменщиков из Белозёрского монастыря. Каменщики образовали слободку, а от неё остались названия улиц Большие и Малые Каменщики.
В варианте застройки XVII века монастырь, в основном, и дошёл до нас. Только колокольню пристроили позже.
В 1918 году его закрывают и превращают в концлагерь НКВД. Сначала тут была женская тюрьма, потом трудовой лагерь для уголовников и политзаключённых.
В 1930-з годах уничтожили древний некрополь, а он занимал две трети монастыря. В 1935 году в соборе разместили архив НКВД, в Никольском – склад конфискованной мебели и картофелехранилище.
Храм Сорока Севастийских Мучеников
Построен в 1642 году, а колокольню пристроили в 1801 году.
За свой век он перевидал многое. В 1764 году его ограбили. В 1771 году по нему прогулялась чума. Потом в 1773 в церкви случился пожар. 1812 год был тяжёлым для Москвы в целом, но наш многострадальный храм разграбили французы. В 1937 году НКВД расстрелял настоятеля, снесли главку церкви, колокольню порушили до второго яруса.
Здание рядом с церковью в русском стиле было построено в 1880 годах. Видимо, в нём была либо богадельня, либо церковно-приходская школа
К северу находится жилой дом 1953 года. Это поздний сталинский ампир.
Вход в монастырь. Очевидно, что раньше вход в монастырь был в другом месте. Думаю, на месте нынешней колокольни раньше были проездные ворота.
У входа в монастырь стоит информационный стенд.
С другой стороны от ворот стоит приземистый домик. Сейчас – это иконная лавка. Построена в конце XVIII века. Изначально была иконописной мастерской.
На фото хорошо видна крепостная стена и юго-западная башня. Строил их Фёдор Конь. Он же строил башню Дуло в Симоновом монастыре и смоленский кремль.
В деревянных лавочках, как водится, продаётся выпечка.
В клетке живёт белка. Довольно упитанная. Всё время, пока трёхлетняя дочь на неё любовалась, белка хомячила фундук.
Квасоварня построена в 1640-1642 годах. В перспективе виднеется братский корпус, построенный одновременно с квасоварней.
Колокольня Новоспасского монастыря
Самым интересным зданием является колокольня, доминанта не только монастыря, но и всей Пролетарки. Её построили в 1759-1787 годах, а стилю похожа на те, что строили в Центральной Украине (на Киевщине, Черниговщине).
Впрочем, высоких жёлто-белых колоколен хватает и в среднерусских городах: Суздаль, Рязань, Сергиев Посад.
Строил её И. Жеребцов.
Сейчас в колокольне находится церковь Сергия Радонежского.
Севернее расположены братские корпуса XVII века. В корпуса встроены часовня инокини Досифеи справа и Никольская церковь слева. Последняя – XVIII века.
Инокиня Досифея – это Августа Тараканова в миру, то есть дочь Елизаветы Петровны, внучка Петра I. Отцом же её был А. Г. Разумовский. Девичья фамилия матери Разумовского – Драганова. Считается, что Тараканова – это изменённая фамилия Драгановой.
В 1785 году Екатерина II постригла её в монахини и заточила в Иоанновский монастырь. Тараканова так прожила 25 лет, а после смерти её причислили к лику святых. А похоронили её в усыпальнице Романовых здесь.
Построенны, как и остальные служебные постройки монастыря, в 1642-1644 годах.
Церковь Николая Чудотворца
Храм построил в 1652 году князь Яков Черкасский, дальний родственник Романовых.
Часовня Романа Сладкопевца и усыпальница Романовых
А это часовенка Романа Сладкопевца и усыпальница бояр Романовых. Ещё в 1498 году тут был похоронен Василий Захарин, предок Романов и основатель династии, а с XVI века стали хоронить и других представителей боярского рода.
Ну и пара слов о Романе Сладкопевце. Понятно, что часовню освятили в честь него из-за имени, ведь часовня принадлежит Романовым. Это греческий святой, живший в VI веке в ближневосточной Эмессе (нынешний сирийский Хумс), умер в Константинополе. Песнопевцем его назвали за сочинение гимнов во славу Бога и музыки к ним.
Слева стоит Михаил Фёдорович, а справа – Николай II, то есть первый и последний Романы на русском престоле. Скульпторами были Денис Стритович и Андрей Голубев.
На постаменте прикреплена табличка: «Сей памятник установлен и освящён в честь 400-летия Дома Романовых Святейшим Патриархом Московским и всея Руси КИРИЛЛОМ, сооружен тщанием и пожертвованием раба Божия Виктора Ивановича Тырышкина с семьей. 29 сентября 2013 года».
А чуть севернее от них стоит часовня в честь 300-летия царствования Романовых. Её в 1913 году посетил Николай II.
За собором стоит Знаменская церковь (храм иконы Божией Матери «Знамение»), но подойти я к ней не смог. Построили её в 1793–1795 годах под руководством Е. С. Назарова и В. И. Баженова. При церкви есть усыпальница рода Шереметевых.
Спасо-Преображенский собор
Главный храм – это Спасо-Преображенский собор. В первый раз его построили в 1491 году, а в 1645-1647 годах его перестроил сам Яков Бухвостов.
В 1812 году французы вырыли ямы и хотели его подорвать, но не успели.
Покровская церковь
В 1670 году царь Алексей Михайлович приказал построить храм Покрова Пресвятой Богородицы.
Палаты патриарха Филарета, он же Настоятельсеий корпус. Были построены в 1620–1640-х годах.
Сейчас в нём находится трапезная для паломников.
С запада находится Новоспасский пруд.
Крутицкое подворье – деревенька в центре Москвы
Патриаршие подворье (он же Архиерейский дом) было построено на месте села Крутицы в XIII веке, когда Москва была ещё невелика и оставалась в пределах Земляного города. Само же название Крутицы говорит о характере берега Москва-реки. Рядом с княжеским селом проходила дорога на Коломну и Рязань.
В 1262 году здесь основывают мужской монастырь, а чуть позже подворьем епископов Сарских и Подонских. Закавыка заключалась в том, что их епархия находилась на территории Золотой Орды и управление ей велось отсюда. Сарская – это сарайская, от названия столицы Золотой Орды Сарай-Бату. После Куликова поля Сарская епархия теряет актуальность, но епископы, а потом и митрополиты удерживают подворье за собой надолго.
В 1664-1676 годах митрополитом становится Павел II. Он основывает местную библиотеку, завершает строительство Митрополичьих палат и закладывает новый собор. Держали тут в заточении и протопопа Аввакума.
Перед входом в Крутицы стоит такой вот милый модерновый дом 1913 года постройки.
Атмосферы добавляет булыжная площадь и стоящие по обеим сторонам одноэтажные и двухэтажные деревянные и кирпично-деревянные домики.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Крутицах
Построена в 1667-1688-х годах. Церковь действующая, но росписи были уничтожены при советской власти и до сих пор полностью не восстановлены.
Успенские переходы
Их построили в 1693-1694 годах зодчие О. Старцев и Л. Ковалёв. Они объединяли собор и Митрополичьи палаты.
На переходах закреплена мемориальная табличка реставратору Петру Демидовичу (по другой версии — Дмитриевич) Барановскому. Он умудрился реставрировать Казанский собор на Красной площади в 1920-х годах.
Изразцовый теремок
Они же — Парадные («Святые») ворота с теремком. Построили те же Осип Старцев и Ларион Ковалёв в 1693-1694 годах. Успенскими переходами он соединён с Успенским собором, а Воскресенскими — с Воскресенским и Митрополичьими палатами.
Впечатляет, конечно же, второй этаж терема, покрытый майоликой. Её как раз покрывал Осип Старцев и его сын Иван.
Воскресенские переходы
И их построили те же зодчие в те же годы.
Митрополичьи палаты
Были построены в 1694 году вместе с остальным ансамблем Осипом Старцевым. Перестроены в XVIII веке.
Храм Воскресения Словущего с Никольским приделом
Симонов монастырь
Симонов на пару с Даниловским, стоящим на правобережье Москва-реки, перекрывал осаду города с воды. Его тыл прикрывали Новоспасский и Покровский, а далёким форпостом был Николо-Угрешский монастырь. Считается, что отсюда уходили на Куликовскую битву Пересвет и Ослябля.
Основал его в 1378 году иеромонах Феодор, племянник и ученик Сергия Радонежского, будущий святитель Ростовский. Он же был духовником Дмитрия Донского и его супруги Евфросинии Московской. Деньги на строительство монастыря пожертвовал боярин Степан Ховрин. Потом Степан постригся в монахи и получил имя Симон. Отсюда и название монастыря.
В 1929 году на месте монастыря решили построить Дворец культуры, и в ночь на 21 января 1930 года взорвали примерно две трети монастыря: пять из шести храмов, стометровую колокольню, Тайницкую и Сторожевую башню. В 1937 году построили конструктивистский Дворец культуры ЗИЛа по проекту Леонида и Александра Весниных. Под ним же оказался и монастырский некрополь.
Сегодняшняя Тихвинская церковь – это трапезная палата в прошлом. Самая запоминающаяся деталь монастыря – это ступенчатый щипец в стиле западно-европейского маньеризма.
Первая башенка от щипца – это бывшая смотровая площадка.
А это – сушило, оно же – солодежня. В нём хранили еду и сушили солод и зерно. построил её в 1677-1680 годах Парфён Потапов (или Петров). Первоначально было окружено гульбищем (галереей на столбах).
Из всех стен сохранилась только южная с высотой стен в 7 метров.
Солевая круглая башня. Построена в 1640-х годах неким зодчим Константиновым.
Кузнечная башня. Построена вместе с Солевой.
Последняя из трёх сохранившихся башен – это шестьнадцатигранная Дуло. Строил её не кто иной, а сам Фёдор Конь, автор смоленского кремля.
Она была самой мощной башней монастыря, так как её юго-западный угол всегда оказывался первым по направлению ударов Орды. А название получила по татарскому предводителю, которого убили стрелой, выпущенной из этой башни.
Дуло стоит на крутом склоне, а потому постепенно оседает и трескается.
С севера к остаткам монастыря примыкает культурный центр «ЗИЛ». Конструктивисткое здание.
Деловой квартал «Симоновский»
Южнее, сразу за детским парком ‘Липки’ начинается деловой квартал. Он возник в результате джентрификации бывшего завода «Динамо». Он производил электродвигатели, то есть производство соответствовало названию.
Вот, например, ТЦ ‘Global Mall’.
А вот этот корпус снимает «Пинскдрев», беларусский мебельный.
А вот это здание переосмыляет советское прошлое.
И среди всех этих моллов и бизнес центров затерялся храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Очень древний, аж 1510 года постройки. Есть мнение, что строил его Алевиз Новый.
А вот пристройка в виде замка. Остаётся только догадываться, зачем это было сделано.
А напротив установлена скульптура «Похищение Европы», напоминающая ‘Курящую женщину’ из парка скульптур перед Каскадом в Ереване.
Церковь Мат Марьям
Теперь можно прогуляться по улице Ленинская Слобода, потом переходящую в 1-ую улицу Машиностроения. В районе Дубровки на Шарикоподпишниковской улице находится церковь Мат Марьям, от которого веет Ближним Востоком. И действительно, храм относится к Ассирийской Церкви Востока.
Они тоже исповедуют христианство, но особого толка. Если грубо, то это те люди, которые верили в Христа, но чьи земли были за пределами Римской империи.
Посвящение церкви – Мат Марьям – означает Пресвятую Деву Марию. Видимо, на арамейском языке.
Строили её с 1996 по 1998 годы. Архитектор – А. Павловский.