Никольская улица в Китай-городе

Никольская улица в Китай-городе
Это одна из древнейших улиц Москвы, которая вела в Ростов, Суздаль и Владимир. Она и сейчас ведёт по направлению к Ярославлю: из Никольской превращается в Большую Лубянку, потом в Сретенку, потом в Проспект Мира и, наконец, в Ярославское шоссе.
Название произошло от монастыря Николы Старого. Самого монастыря уже не осталось за исключением одного корпуса, а название сохранилось.

Угол ГУМа, откуда Никольская улица выходит из Красной площади
Если пройтись по ней — а сейчас она полностью пешеходная — то первым зданием по правую руку будет уже упомянутый ГУМ, а справа собор во имя иконы Казанской Божией Матери.

Никольская улица
Изначально улица начиналась не отсюда, а от самых проездных ворот Никольской башни, но со временем понадобилось расчистить место под Красную Площадь, а начало улицы сместилось немного восточнее.
ГУМ (Государственный универсальный магазин)
Содержание страницы

ГУМ, Красная площадь
Сколько помнит Москва, на этом месте были торговые ряды. Никольская, Ильинка и Варварка делили их на Верхние, Средние и Нижние. А внутри назывались по характеру продаваемых товаров: Колокольный, Кафтанный…
Так на Никольскую выходили Седельный, Котельный, Железный верхний, Коробейный и Серебряный ряды, а на место современного Богоявленского переулка был Иконный ряд. Это был центр иконной торговли в Москве. Да и сейчас по Никольской половина дверей — это сувенирные лавки, которые продолжают торговать иконами.
Соответственно, между Никольской и Ильинкой находились Верхние (сейчас на их территории ГУМ), между Ильинкой и Варваркой — Средние (реконструируют), а между Варваркой и рекой — Нижние. Сейчас это парковка перед парком «Зарядье». Названия, как я понимаю, говорят о том, что ряды спускались с Боровицкого холма к Москва-реке.
Стихийные лавки на протяжении нескольких сотен лет пытались перестроить. Проекты предоставляли и Кварнеги, и Бове. Но дело всегда заканчивалось в распрях между городом и лавковладельцами, которых было около 500. Наконец, торговцев выселили во временные помещения на Красной площади под предлогом аварийности здания и начали реконструкцию.
Нынешнее здание ГУМа начали строить в 1890 году А.Н. Померанцев и В.Г. Шухов, а закончили уже через три года. Впрочем, тогда здание имело историческое название Верхние торговые ряды.
Это было самое передовое здание во всей Москве и не уступало аналогичным европейским пассажам. Сравним, например, с миланской галереей. Впрочем, за основу брался парижский пассаж Ле-Аль, входивший тогда в моду по всей Европе: магазины размещаются ярусами вдоль прогулочных галерей, перекрытых сеткой ферм и стеклом.

ГУМ со стороны Красной площади
Внешний декор выдержан в псевдорусском стиле и многое заимствует из тех же узорочья и нарышкинского стиля. Так что здание ГУМа вполне себе вписывается в ансамбль Красной площади.
В 1930-х рассматривался вариант строительства высотки Наркомтяжпрома на этом месте, но было решено её строить в Зарядье. Так были сохранены Верхние торговые ряды, но снесена четверть Китай-города.
Собор во имя Казанской иконы Божией Матери на Красной площади

Собор Казанской иконы Богоматери
По нечётной стороне улицу открывает собор Казанской Богоматери. Храм возвели в 1620 году на пожертвования Дмитрия Пожарского в благодарность за победу над поляками. Собственно, это понятно из названия. Почему именно здесь? Князь Пожарский гнал поляков по Никольской улице. Сюда же поместили и иконы Казанской Божией Матери, с которой и отвоёвывали Москву
Несмотря на древность Советская власть в 1930 году собор закрыла, а в 1936 снесла. Считалось, что на Красной площади не могло быть культовых зданий. Они противоречили бы идеям коммунизма.
Восстановили в 1990-93 гг. на деньги мэрии. Причём считается, что восстановили в таком же виде, в каком был до Революции. Всё тот же бесстолпный одноглавый храм. Барабан вырастает из весёлой горы кокошников. За пример первоначальной конструкции брались главный храм Донского монастыря и храм Покрова в Рубцове.
Казанский собор считается предвозвестником русского узорочья в архитектуре.
Ветошный переулок

Ветошный переулок
Сразу за ГУМом направо убегает Ветошный переулок в сторону Ильинки. Ещё в бытность Верхних торговых рядов здесь находился Ветошный ряд, также имевший сквозной проход. Торговали, исходя из названия, старьём и ветхой одеждой, а ещё тканью, идущей на подклад.

Казанское архиерейское подворье
Этот низенький фасад, зажатый между Пантелеевским и Мещаниновым подворьями — Казанское архиерейское подворье. Его выстроил в 1874 году А.Н. Стратилатов.
Заиконоспасскиий мужской монастырь

Шпиль собора Спаса Нерукотворного Заиконоспасского монастыря
Заиконоспасский мужской монастырь возник при Борисе Годунове, который и считается его основателем. Возник на территории соседствующего Николо-греческого монастыря, как раз за Иконным рядом. Отсюда и получил своё название — Заиконоспасский.
При царе Алексее Михайловиче настоятелем монастыря становится Симеон Полоцкий, и это становится одним из ключевых моментов в истории России. В 1665 году Симеон Полоцкий открывает первую Спасскую школу, на основе которой он и его ученик Сильвестр Медведев создают в 1687 году Славяно-Греко-Латинскую академию. Академия получается, когда сюда переводится школа братьев Лихудов из соседнего Богоявленского монастыря.
Что это была на академия? Преподаватели жили вместе с учениками в Братском (Учительском) корпусе. Читать и писать учились по богословским книгам. Переход в нижних классах совершался без экзаменов, в высших — после публичных диспутов. Помимо богословия в академии преподавали и свободные науки — западные языки, медицину, физику. Интересно было и то, что ученики были из разных сословий. Так дети конюха, лакеев и монахи учились вместе с князьями Одоевскими и Голицыными. В академии учились Михаил Ломоносов, Антиох Кантемир и Василий Тредиаковский. Ну а самое главное, что Сильвестр Медведев через Наталью Нарышкину оказал влияние на Петра I, и царю захотелось европеизировать Русь.

Ещё одно фото шпиля собора Спаса Нерукотворного Заиконоспасского монастыря
Главный собор монастыря во имя иконы Спаса Нерукотворного Образа заложен в 1660 году на деньги воеводы Фёдора Волконского, и это это был нарышкинский стиль — восьмерик на четверике, гульбища со смотровыми площадка, гребни и раковины.
В 1715 году собор перестраивает уже в петровском, более строгом стиле, Иван Зарудный.
Корпус бывшего Никольского греческого мужского монастыря

Корпус Николо-греческого мужского монастыря
Сейчас на Никольскую выходит доходный дом Николо-Греческого монастыря (Старого Николы). В нём же находились и часовня с колокольней. По монастырю и была названа и улица, и соответствующая кремлёвская башня.
Долго время здесь останавливались монахи и путешественники из Византии и Греции. Фактически монастырь оставался за греческими монахами.
Монастырь, как водится, много раз горел, и каждый раз его восстанавливали. В 1737 году это сделали на свои средства молдавские князья Кантемиры. А заодно сделали собор «Никола Большие главы» семейной усыпальницей. В частности, в храме был похоронен Антиох Кантемир.
В 1935 году собор был снесён, но только он, остальные корпуса сохранились. в феврале того года Комитет по охране памятников обратился в Государственный истерический музей с просьбой вскрыть могилы собора и перенести останки первого русского сатирика в литературный уголок на Новодевичье кладбище. На письмо была наложена резолюция: «К сожалению, вы опоздали на месяц».
Нынешнее здание было выстроено в 1902 году по проекту К.Ф. Буссе. Сейчас оно отдано Заиконоспасскому монастырю.

Николо-греческий мужской монастырь
Богоявленский собор

Богоявленский собор в Богоявленском переулке
Направо от Николо-греческого монастыря отходит в сторону Биржевой площади и Ильинке Богоявленский переулок. Так назван по Богоявленскому мужскому монастырю (1296 г.), одному из старейших — наравне с Донским — в Москве.
Изначально храм был деревянным, потом его перестроил белокаменным, и он был первым московским белокаменным храмом в Москве, построенным за стенами Кремля. Современный собор является одним из ярких представителей школы московского барокко, точнее нарышкинского барокко. Перестраивался на деньги Натальи Нарышкиной (матери Петра I), Голицыных и Долгоруковых.
До 1930-х здесь был некрополь Голицыных, Долгоруковых, Шереметьевых.
Напротив собор находится второй выход станции «Площадь Революции».
Бывшая типография Ивана Фёдорова

Бывшая типография Ивана Фёдорова на Никольской улице
Первую русскую типографию основали в 1553 году по приказу Ивана Грозного. Причина заключалась в том, что при переписывании богослужебных текстов малограмотные переписчики совершали множество ошибок, которые вели к ереси и расколу. Царь с митрополитом Макарием решили наладить книгопечатание, и разместили печатню рядом с Николо-Греческим монастырём.
В 1564 году Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец выпустили «Апостола» (Деяния святых апостолов). Это была первая книга, имевшая выходные данные этого печатного двора. До того было отпечатано шесть анонимных книг, то есть не имеющих выходных данных — три Евангелия, две Псалтыри и Триодь.
Интересно, что открытие печатни вызвало волнение у переписчиков, справедливо боящихся, что она оставит их без ремесла и хлеба. Волнения закончились поджогом здания. Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец покидают Москву.
С 1702 года здесь печатается первая российская газета «Ведомости». До самой Революции здесь размещалась Синодальная типография, а после — Историко-архивный институт.
Во времена Синодальной типографии и было построено нынешнее впечатляющее здание. Произошло это в 1815 году по проекту Алексея Бакарева и Ивана Мироновского. Выполнили в причудливом псевдоготическом стиле, который тогда воспринимался как древнерусский. Однако единорог и лев уже были на фасаде предыдущего здания, построенного в 1642-45 гг. Единорог встречался на печати Ивана Грозного, как символ единодержавия, а вместе со львом значился на царских гербах. Слева и справа от дверей размещены солнечные часы.
Интересно, что новая печатня воспринималась в едином архитектурном ансамбле со стенами и башня Китай-города. Остаётся только догадываться, насколько красивой была вся Никольская улица.

Бывшая типография Ивана Фёдорова на Никольской улице
Наверное, благодаря типографии на Никольской ближе к Новой площади был центр книжной торговли в Москве. 26 (!) из 31 лавок находились здесь.
Аптека Феррейна

Аптека Феррейна
Почти уже на выходе на Лубянскую площадь находится ещё одно интересное здание в неоренессансном стиле. Это аптека N1 в дореволюционной Москве, принадлежащая Владимиру Карловичу Феррейну, обрусевшему немцу.
Феррейн был настоящим фармацевтическим магнатом. Помимо этой аптеки на Никольской у него были плантации лечебных трав в Подольском уезде близ реки Битцы (современное Бутово) и в Крыму, фармацевтические лаборатории в деревне Нижние Котлы (Нагатинская улица) и в Мологе (ныне затопленной Рыбинским водохранилищем). Плюс ещё несколько лавок и лабораторий по Москве: двухэтажная усадьба на пересечении Большой Ордынки и Большой Полянки, помещения на Арбате.
Владимир Феррейн был, как сейчас бы сказали, талантливым маркетологом. Так после увеличения спроса на лекарства на медвежьем жире он прикупил живого медведя, и его каждый день водили на водопой на Лубянскую площадь. Жил мишка на аптечной конюшне, а после смерти его чучело установили перед аптечной витриной.
Сам фасад — это триптих огромных окон, обрамлённых полуколоннами. На каждой из четырёх колонн стоит статуя Гигиеи, древнегреческой богини гигиены. Это здание возвёл в 1894-99 годах Адольф Эрихсон.