Никольская улица в Китай-городе

Никольская улица в Китай-городе

Никольская улица в Китай-городе

Это одна из древнейших улиц Москвы, которая вела в Ростов, Суздаль и Владимир. Она и сейчас ведёт по направлению к Ярославлю: из Никольской превращается в Большую Лубянку, потом в Сретенку, потом в Проспект Мира и, наконец, в Ярославское шоссе.

Название произошло от монастыря Николы Старого. Самого монастыря уже не осталось за исключением одного корпуса, а название сохранилось.

ГУМ на Красной площади, Китай-город, Москва

Угол ГУМа, откуда Никольская улица выходит из Красной площади

Если пройтись по ней — а сейчас она полностью пешеходная — то первым зданием по правую руку будет уже упомянутый ГУМ, а справа собор во имя иконы Казанской Божией Матери.

Никольская улица в Китай-городе

Никольская улица

Изначально улица начиналась не отсюда, а от самых проездных ворот Никольской башни, но со временем понадобилось расчистить место под Красную Площадь, а начало улицы сместилось немного восточнее.

ГУМ (Государственный универсальный магазин)

ГУМ со стороны Красной площади в Москве

ГУМ, Красная площадь

Сколько помнит Москва, на этом месте были торговые ряды. Никольская, Ильинка и Варварка делили их на Верхние, Средние и Нижние. А внутри назывались по характеру продаваемых товаров: Колокольный, Кафтанный…

Так на Никольскую выходили Седельный, Котельный, Железный верхний, Коробейный и Серебряный ряды, а на место современного Богоявленского переулка был Иконный ряд. Это был центр иконной торговли в Москве. Да и сейчас по Никольской половина дверей — это сувенирные лавки, которые продолжают торговать иконами.

Соответственно, между Никольской и Ильинкой находились Верхние (сейчас на их территории ГУМ), между Ильинкой и Варваркой — Средние (реконструируют), а между Варваркой и рекой — Нижние. Сейчас это парковка перед парком «Зарядье». Названия, как я понимаю, говорят о том, что ряды спускались с Боровицкого холма к Москва-реке.

Стихийные лавки на протяжении нескольких сотен лет пытались перестроить. Проекты предоставляли и Кварнеги, и Бове. Но дело всегда заканчивалось в распрях между городом и лавковладельцами, которых было около 500. Наконец, торговцев выселили во временные помещения на Красной площади под предлогом аварийности здания и начали реконструкцию.

Нынешнее здание ГУМа начали строить в 1890 году А.Н. Померанцев и В.Г. Шухов, а закончили уже через три года. Впрочем, тогда здание имело историческое название Верхние торговые ряды.

Это было самое передовое здание во всей Москве и не уступало аналогичным европейским пассажам. Сравним, например, с миланской галереей. Впрочем, за основу брался парижский пассаж Ле-Аль, входивший тогда в моду по всей Европе: магазины размещаются ярусами вдоль прогулочных галерей, перекрытых сеткой ферм и стеклом.

ГУМ, Красная площадь, Москва

ГУМ со стороны Красной площади

Внешний декор выдержан в псевдорусском стиле и многое заимствует из тех же узорочья и нарышкинского стиля. Так что здание ГУМа вполне себе вписывается в ансамбль Красной площади.

В 1930-х рассматривался вариант строительства высотки Наркомтяжпрома на этом месте, но было решено её строить в Зарядье. Так были сохранены Верхние торговые ряды, но снесена четверть Китай-города.

Собор во имя Казанской иконы Божией Матери на Красной площади

Собор Казанской иконы Богоматери на Красной площади в Москве

Собор Казанской иконы Богоматери

По нечётной стороне улицу открывает собор Казанской Богоматери. Храм возвели в 1620 году на пожертвования Дмитрия Пожарского в благодарность за победу над поляками. Собственно, это понятно из названия. Почему именно здесь? Князь Пожарский гнал поляков по Никольской улице. Сюда же поместили и иконы Казанской Божией Матери, с которой и отвоёвывали Москву

Несмотря на древность Советская власть в 1930 году собор закрыла, а в 1936 снесла. Считалось, что на Красной площади не могло быть культовых зданий. Они противоречили бы идеям коммунизма.

Восстановили в 1990-93 гг. на деньги мэрии. Причём считается, что восстановили в таком же виде, в каком был до Революции. Всё тот же бесстолпный одноглавый храм. Барабан вырастает из весёлой горы кокошников. За пример первоначальной конструкции брались главный храм Донского монастыря и храм Покрова в Рубцове.

Казанский собор считается предвозвестником русского узорочья в архитектуре.

Ветошный переулок

Ветошный переулок, Китай-город, Москва

Ветошный переулок

Сразу за ГУМом направо убегает Ветошный переулок в сторону Ильинки. Ещё в бытность Верхних торговых рядов здесь находился Ветошный ряд, также имевший сквозной проход. Торговали, исходя из названия, старьём и ветхой одеждой, а ещё тканью, идущей на подклад.

Казанское архиерейское подворье, Ветошный переулок, Китай-город, Москва

Казанское архиерейское подворье

Этот низенький фасад, зажатый между Пантелеевским и Мещаниновым подворьями — Казанское архиерейское подворье. Его выстроил в 1874 году А.Н. Стратилатов.

Заиконоспасскиий мужской монастырь

Шпиль собора Спаса Нерукотворного Заиконоспасского монастыря, Никольская улица, Москва

Шпиль собора Спаса Нерукотворного Заиконоспасского монастыря

Заиконоспасский мужской монастырь возник при Борисе Годунове, который и считается его основателем. Возник на территории соседствующего Николо-греческого монастыря, как раз за Иконным рядом. Отсюда и получил своё название — Заиконоспасский.

При царе Алексее Михайловиче настоятелем монастыря становится Симеон Полоцкий, и это становится одним из ключевых моментов в истории России. В 1665 году Симеон Полоцкий открывает первую Спасскую школу, на основе которой он и его ученик Сильвестр Медведев создают в 1687 году Славяно-Греко-Латинскую академию. Академия получается, когда сюда переводится школа братьев Лихудов из соседнего Богоявленского монастыря.

Что это была на академия? Преподаватели жили вместе с учениками в Братском (Учительском) корпусе. Читать и писать учились по богословским книгам. Переход в нижних классах совершался без экзаменов, в высших — после публичных диспутов. Помимо богословия в академии преподавали и свободные науки — западные языки, медицину, физику. Интересно было и то, что ученики были из разных сословий. Так дети конюха, лакеев и монахи учились вместе с князьями Одоевскими и Голицыными. В академии учились Михаил Ломоносов, Антиох Кантемир и Василий Тредиаковский. Ну а самое главное, что Сильвестр Медведев через Наталью Нарышкину оказал влияние на Петра I, и царю захотелось европеизировать Русь.

Шпиль собора Спаса Нерукотворного Заиконоспасского монастыря, Никольская улица, Москва

Ещё одно фото шпиля собора Спаса Нерукотворного Заиконоспасского монастыря

Главный собор монастыря во имя иконы Спаса Нерукотворного Образа заложен в 1660 году на деньги воеводы Фёдора Волконского, и это это был нарышкинский стиль — восьмерик на четверике, гульбища со смотровыми площадка, гребни и раковины.

В 1715 году собор перестраивает уже в петровском, более строгом стиле, Иван Зарудный.

Корпус бывшего Никольского греческого мужского монастыря

Корпус Николо-греческого мужского монастыря, Никольская улица, Москва

Корпус Николо-греческого мужского монастыря

Сейчас на Никольскую выходит доходный дом Николо-Греческого монастыря (Старого Николы). В нём же находились и часовня с колокольней. По монастырю и была названа и улица, и соответствующая кремлёвская башня.

Долго время здесь останавливались монахи и путешественники из Византии и Греции. Фактически монастырь оставался за греческими монахами.

Монастырь, как водится, много раз горел, и каждый раз его восстанавливали. В 1737 году это сделали на свои средства молдавские князья Кантемиры. А заодно сделали собор «Никола Большие главы» семейной усыпальницей. В частности, в храме был похоронен Антиох Кантемир.

В 1935 году собор был снесён, но только он, остальные корпуса сохранились. в феврале того года Комитет по охране памятников обратился в Государственный истерический музей с просьбой вскрыть могилы собора и перенести останки первого русского сатирика в литературный уголок на Новодевичье кладбище. На письмо была наложена резолюция: «К сожалению, вы опоздали на месяц».

Нынешнее здание было выстроено в 1902 году по проекту К.Ф. Буссе. Сейчас оно отдано Заиконоспасскому монастырю.

Корпус Николо-греческого мужского монастыря, Никольская улица, Москва

Николо-греческий мужской монастырь

Богоявленский собор

Богоявленский собор, Богоявленский переулок, Москва

Богоявленский собор в Богоявленском переулке

Направо от Николо-греческого монастыря отходит в сторону Биржевой площади и Ильинке Богоявленский переулок. Так назван по Богоявленскому мужскому монастырю (1296 г.), одному из старейших — наравне с Донским — в Москве.

Изначально храм был деревянным, потом его перестроил белокаменным, и он был первым московским белокаменным храмом в Москве, построенным за стенами Кремля. Современный собор является одним из ярких представителей школы московского барокко, точнее нарышкинского барокко. Перестраивался на деньги Натальи Нарышкиной (матери Петра I), Голицыных и Долгоруковых.

До 1930-х здесь был некрополь Голицыных, Долгоруковых, Шереметьевых.

Напротив собор находится второй выход станции «Площадь Революции».

Бывшая типография Ивана Фёдорова

Бывшая типография Ивана Фёдорова, Никольская улица, Москва

Бывшая типография Ивана Фёдорова на Никольской улице

Первую русскую типографию основали в 1553 году по приказу Ивана Грозного. Причина заключалась в том, что при переписывании богослужебных текстов малограмотные переписчики совершали множество ошибок, которые вели к ереси и расколу. Царь с митрополитом Макарием решили наладить книгопечатание, и разместили печатню рядом с Николо-Греческим монастырём.

В 1564 году Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец выпустили «Апостола» (Деяния святых апостолов). Это была первая книга, имевшая выходные данные этого печатного двора. До того было отпечатано шесть анонимных книг, то есть не имеющих выходных данных — три Евангелия, две Псалтыри и Триодь.

Интересно, что открытие печатни вызвало волнение у переписчиков, справедливо боящихся, что она оставит их без ремесла и хлеба. Волнения закончились поджогом здания. Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец покидают Москву.

С 1702 года здесь печатается первая российская газета «Ведомости». До самой Революции здесь размещалась Синодальная типография, а после — Историко-архивный институт.

Во времена Синодальной типографии и было построено нынешнее впечатляющее здание. Произошло это в 1815 году по проекту Алексея Бакарева и Ивана Мироновского. Выполнили в причудливом псевдоготическом стиле, который тогда воспринимался как древнерусский. Однако единорог и лев уже были на фасаде предыдущего здания, построенного в 1642-45 гг. Единорог встречался на печати Ивана Грозного, как символ единодержавия, а вместе со львом значился на царских гербах. Слева и справа от дверей размещены солнечные часы.

Интересно, что новая печатня воспринималась в едином архитектурном ансамбле со стенами и башня Китай-города. Остаётся только догадываться, насколько красивой была вся Никольская улица.

Бывшая типография Ивана Фёдорова, Никольская улица, Москва

Бывшая типография Ивана Фёдорова на Никольской улице

Наверное, благодаря типографии на Никольской ближе к Новой площади был центр книжной торговли в Москве. 26 (!) из 31 лавок находились здесь.

Аптека Феррейна

Аптека Феррейна, Никольская улица, Москва

Аптека Феррейна

Почти уже на выходе на Лубянскую площадь находится ещё одно интересное здание в неоренессансном стиле. Это аптека N1 в дореволюционной Москве, принадлежащая Владимиру Карловичу Феррейну, обрусевшему немцу.

Феррейн был настоящим фармацевтическим магнатом. Помимо этой аптеки на Никольской у него были плантации лечебных трав в Подольском уезде близ реки Битцы (современное Бутово) и в Крыму, фармацевтические лаборатории в деревне Нижние Котлы (Нагатинская улица) и в Мологе (ныне затопленной Рыбинским водохранилищем). Плюс ещё несколько лавок и лабораторий по Москве: двухэтажная усадьба на пересечении Большой Ордынки и Большой Полянки, помещения на Арбате.

Владимир Феррейн был, как сейчас бы сказали, талантливым маркетологом. Так после увеличения спроса на лекарства на медвежьем жире он прикупил живого медведя, и его каждый день водили на водопой на Лубянскую площадь. Жил мишка на аптечной конюшне, а после смерти его чучело установили перед аптечной витриной.

Сам фасад — это триптих огромных окон, обрамлённых полуколоннами. На каждой из четырёх колонн стоит статуя Гигиеи, древнегреческой богини гигиены. Это здание возвёл в 1894-99 годах Адольф Эрихсон.

Другие достопримечательности Москвы