Соколиная Гора и Преображенское
Районы Семёновская (часть Соколиной Горы) и Преображенская — это бывшие полковые слободки двух первых русских полков, сформированных Петром I. В течение почти четырёх веков они не были Москвой, и лишь со стремительным ростом столицы в начале XX века вошли в её состав. И стали заводскими окраинами с соответствующим контингентом, меняющимся от десятилетия к десятилетию.
Самым мощным и эффектным заводом районов является, конечно же, Электрозавод. Это настоящая песня для соли земли.
Церковь Покрова в Рубцове
Когда-то давным-давно здесь находилась деревенька Рубцово, соединённая прямой с Кремлём прямой дорогой, отходившей от Спасских ворот. Впрочем, эта дорога сохранилась и по сей день: Ильинка – Маросейка – Покровка – Старая Басманная – Спартаковская – Бакунинская. Здесь, в Рубцове, она и заканчивалась, ибо дальше в ней не было надобности. До этой же деревни она была нужна, так как здесь находилась загородная усадьба Михаила Фёдоровича Романова.
1 октября 1618 года Москва победила войска Речи Посполитой у самых Арбатских ворот. Победа была настолько разгромной, что поляки отступили обратно в свой Вавель. Напомню, что 1 октября православные празднуют день Покрова Пресвятой Богородицы (то есть праздновали, покамест был старый стиль, по новому, соответственно, это праздник выпадает на 15 октября).
Михаил Фёдорович распорядилась в честь этого события построить в своей усадьбе обетную церковь (то есть построенную по обету). Поначалу она была деревянной, в 1626 воздвигнули уже каменную. Село стало называться Покровское-Рубцово, а дорога – Покровской.
На мой взгляд, церковь выгодно отличается по своей архитектуре от других, более новых, в том числе от стоящего через дорогу храма св. Николая в Покровском. Впрочем, когда её строили в 1626 году, то уже тогда её возводили по более старым канонами, нежели другие, современные ей церкви. Есть мнение, что образцом для храма стал Малый собор Донского монастыря. Это связано с тем, что царь Михаил Фёдорович Романов старой архитектурой, характерной для времён Рюриковичей и Годунова, хотел подчеркнуть преемственность от своей власти.
В 1934 году церковь закрыли, кладбище, ограду и часовню уничтожили, но храм, слава Богу, не разобрали. В нём разместили электромонтажные мастерские Метростроя. Ну, что я могу сказать, звучит достаточно поэтично. Из одного только этого факта можно написать интересный рассказ!
Церковь действительно очень красивая, мне в принципе нравятся древние церковки, за подобную архитектуру я и полюбил Псков. Тут хорошо гулять в соответствующую осеннюю погоду: уже нет тепла, ещё нет слякоти. Я ходил-бродил вокруг, снимал красавицу с разных ракурсов. Ко мне подошёл разговорчивый дворник и показал место в кладке, где можно разглядеть выступающий лик Николая. Можно, если напрячь фантазию.
Зашёл внутрь. В само помещение, где иконостас, войти было нельзя, но он был размещён так, что даже при слабом осеннем предсумеречном свете, Христос в силах эффектно выхватывался из окружающего священного мрака. Снимать иконостас я не посмел.
Нет, ну я просто не могу перестать представлять, как электрик-метростроевец сидел тут в жаркий полдень в густой сени, что-то там мастерил со своими проводами, выпивал водки за 2,87, закусывал сырком «Дружба» за 13 копеек. Вот что он думал об этой церкви? Видел ли он лик Николая? Может он вообще, разговаривал с древними стенами храма, когда спился?
Никольская церковь
Дворец на Яузе
Электрозавод
Самым ярким здание площади является Электрозавод, выстроенный в неоготическом стиле.
Было построено в 1914-17 годах Г. П. Евлановым.
Семёновская площадь
Образующим объектом Семёновской является, конечно же, одноимённая станция метро, которая сначала называлась «Сталинской». Сейчас павильона метрополитена практически не видно, потому что зажат на площадке между ТРЦ Семёновский и бизнес-центром «Соколиная гора», которая стеклянным шпилем впивается в московское небо. Стеклянный небоскрёб виден издалека и вместе с небоскрёбом на Сокольниках образует рельеф востока Москвы.
С другой стороны перекрёстка Семёновской площади стоит объект культурного наследия регионального значения — кинотеатр «Родина». Это образчик советского постконструктивизма, то есть переходной момент от конструктивизма к сталинскому ампиру. Как по мне, так это достаточно уродливая конструкция. Интерес вызывает вырожденная до брутальности колоннада и боковой балкончик, переходящий в башенку.
Строили его в период сталинского апофеоза 1934-38 гг. два архитектора Яков Абрамович Кронфельд и Калмыков Виктор Петрович. Последний прославился тем, что за два года (1937-38 гг.) построил по русским городам одни кинотеатры, причём все они примерно одного уровня уродливости. Самое интересное, что в 1941 году Виктор Петрович издал книгу «Архитектура и проектирование кинотеатров».
Никольский единоверческий монастырь
Дальше на север находится Никольский единоверческий монастырь, то есть старообрядческий. И если южнее, в Рогожской слободе, жили староверы-поповцы, то здесь, на Преображенке, староверы-беспоповцы. Интересно, что возникли обе общины одновременно. В 1771 году во время поветрия чумы в Москве, когда им выделили землю под кладбища. Беспоповцам досталось за Преображенской заставой. А общину основал купец И. А. Ковылин.
Надвратный храм был построен в 1801 году был построен архитектором Ф. К. Соколовым. За образец он взял Поморскую киновию. Храм тёплый, зимний.
Колокольня в стиле русской готики безусловно является доминантой всего Преображенского вала. И всегда обращает на себя внимание.
Построена в 1876-79 годах на средства Алексея Ивановича Хлудова и Ивана Васильевича Носова. Архитектор – М. К. Геппенер.
Никольский храм построил тоже Соколов, но раньше – в 1780-84 годах. Возможно по проекту В. И. Баженова.
Преображенская больница
Продолжая тему старообрядчества. Изначально это здание принадлежала Преображенской общине федосеевцев Поморского согласия.
Построили в 1912-14 годах по проекту Л. Н. Кекушева.