Село Пощупово
По́щупово – сосед своего более знаменитого есенинского Константиново, находится в 15 минутах езды от него. И привлекает внимание Иоанно-Богословским монастырём, а точнее своей очень красивой и высокой колокольней. При автобусных экскурсиях из Рязани оба села часто совмещают. Близость к Константиново порождает легенду (или правду, неотличимую от легенды), что бабушка водила маленького Серёжу на богослужения в этот монастырь.
Почему Пощупово? Народная этимология производит от слова «пощупать», то есть проверить, какой товар везут купцы на баржах. Получается, что в селе либо была таможня, либо оно было разбойничьим. Но повторюсь, что это просто народная этимология.
Было у села раньше и второе название – Богослов – по монастырю.
Иоанно-Богословский монастырь
Монастырские предания рассказывают об основании обители в конце XII – начале XIII веков. Основателями были монахи-миссионеры, которые принесли с собой чудотворную икону святого Иоанна Богослова. В честь неё и назвали монастырь. Считается, что икона была написана аж в VI веке в Византии мальчиком-сиротой. Правда его рукой водил сам явившийся ему апостол Иоанн.
1237 чёрный год. Хан Батый уже сжёг Старую Рязань и двигался вдоль Оки на Коломну. Хан имел намерение разорить обитель, но ему явился в гневном образе сам апостол Иоанн, и тот отказался от своего намерения. Батый лишь оставил при иконе свою золотую печать, которая хранилась ещё 416 лет.
Но в документах зафиксировано, что монастырь всё же разорялся крымскими татарами по крайней мере дважды – в 1534 и 1572 годах.
К 1892 году после хлудовского возрождения (о нём ниже) и полувекового игуменства Виталия (Виноградова) число послушников обители достигает 100 человек, при монастыре открывается школа для крестьянских мальчиков на 50 человек.
В 1930 году монастырь закрывают и упраздняют. Чудотворная икона бесследно исчезает. На территории монастыря открывают детскую колонию.
Кстати, сами Святые Врата были построены в XIX веке.
Большая колокольня
Монастырь сразу встречает своим главным сокровищем – колокольней в псевдорусском стиле. Была построена в начале в 1901 году по проекту калужанина Ивана Степановича Цеханского. Высота колокольни составляет 76 метров, а потому она входит в топ. Что касается Цеханского, то данная колокольня его самая известная работа.
Интересный факт: самый тяжёлый колокол весит 8 тонн 400 килограмм.
Рядом стоит часовня Иверской иконы Божией Матери. Когда-то здесь стояли Святые Врата, но из-за роста монастыря их передвинули на нынешнее место. Посвящение выбрано не случайно, так как эту икону называют Вратарницей. Есть легенда, что в афонском монастыре Иверон икону Богородицы трижды ставили в алтарь храма, и она трижды оказывалась над Святыми Вратами.
За ними Келарский корпус, около которого выставлены три колокола.
А за Келарским корпусом стоит типовая шатровая Малая колокольня. Это церковь «иже под звоном», в ней действует церковь Тихвинской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца.
Для ежедневных служб пользуются колоколами Малой колокольни, в то время, как звон с Большой раздаётся только по большим праздникам. Видимо, на Пасху.
Напротив Малой колокольни стоит главный собор монастыря – собор Иоанна Богослова. Построил его в 1689 году Юрий Яршов. Он же в очередной раз перестраивал дворец Олега в рязанском кремле.
Храм иконы Божией Матери «Скоропослушница» и великомученика Пантелеимона в братском корпусе.
Успенский собор
За первым собор находится второй – собор Успения Пресвятой Богородицы, причём строились они одновременно. Может быть, как зимний и летний. Но мы видим не тогдашнюю версию, а перестройку 1868-1870 годов.
Перестраивали на средства Давида Ивановича Хлудова. К его жизни монастырь переживал полный упадок, и расцвет пережил именно благодаря Хлудову. Происходил из купеческой семьи, был московским купцом 1-ой гильдии. Под конец жизни стал активно донатить на храмы и монастыри: собор в Егорьевске, Бобренев монастырь под Коломной, Николо-Пешновский монастырь под Каширой, наконец, в Пощупово.
В общем, мы видим, что Давид Иванович, хоть и родился на Швивой Горке в Москве, но вкладывался в храмы исторических рязанских земель. Впрочем, донат в Пощупово объясняется тем, что он покупает неподалёку загородное имение.
Новый братский корпус.
Считается, что в ясный день из Солотчинского монастыря видна колокольня этого. Расстояние по прямой между ними около 8 километров. Солотча более знаменита, интересней по архитектуре и там захоронен Олег Рязанский и ездят в неё куда чаще, чем сюда. Иоанно-Богословский является мужским, а Солотчинский женским. Естественно, что существует типовая легенда, что они соединены подземным ходом.
Навскидку приведу ещё два примера: дуниловские монастыри в Ивановской области разделены рекой Тезой и цюрихские монастыри стоят на разных берегах Лиммата.
Пощупская глиняная игрушка
Ещё раньше был промысел пощуповской глиняной игрушки, и в селе есть даже частный музей, где они представлены. Но представлены они там поскольку–постольку да и попасть в музей можно только по предварительной договорённости. В самой же Рязани в сувенирках можно найти только скопинскую.