Рязань – Соборная улица: от Кремлёвского парка до Хлебной площади
Кремлёвский парк
Перед кремлём разбит парк, в который примерно по середине вторгается Соборная улица и делит его надвое. Есть основная часть с сувенирными лавками, но сюда же относится и та часть, где стоит храм Спаса Преображения на Яру. Это тяжелее понять, потому что к северо-западу от Соборной улицы вырос целый квартал вокруг какого-то заброшенного цеха.
Вот с малой, дальней части Кремлёвского парка и начнём.
Трубежная набережная
От Глебовского моста в сторону церкви Спаса по самой кромки Яра (или Острожного холма) тянется коротенькая Трубежная набережная. Идёт она по земляному валу. Раньше рязанцы называли свой вал Курганом, а колокольню Курганской.
В обе стороны, и на храм, и на кремль открываются впечатляющие виды.
А за спиной у вас будет городская усадьба купца Ивана Николаевича Кокина.
Это первый дом на Соборной улице, хотя и носит чётный номер 2. К ней мы ещё вернёмся, когда внимательно осмотрим парк.
Усадьба Кокина – это типовая рязанская постройка. Полудеревянная и полукаменная, экслектика, но фасад украшен барочными элементами.
На западе Трубежная набережная тянется до скверика с памятником Есенину. Вообще, по Рязанщине их разбросано с преизлихом, то этот, наверное, самый знаменитый. Установили его 2 октября 1975 года в честь 80-летия поэта, автор – А. П. Кибальников. Сергея Александрович явно отлит в бронзе в тот момент, когда читает свои стихи. Со всем своим надрывом, который почитается за русскую душу.
На открытии памятника присутствовали его сёстры Александра и Екатерина и сын Константин.
Естественно, что Есенин для Рязанщины – это местный пушкин и вообще местночтимый святой.
Церковь Спаса-на-Яру
А справа от памятника стоит церковью Спаса-На-Яру. Построена в 1695 году и является образцом «посадской» архитектуры.
Но на поверку кажется обычным московским храмом: пятиглавие над высоким владимирским объёмом, низкая трапещная и шатровая колокольня. В данном случае восьмигранная. Вблизи я оказался её ращочарован. Типовой храм-корабль.
А вот издалека Спасоярская церковь производит большее впечатление. Может быть из-за цвета, может быть из-за расположения.
На сам Острожный холм нужно пройтись и ради красивых видов на кремль. Отсюда колокольня и Успенский собор кажутся единым зданием. И если их сравнивать с церковью-кораблём, то это трёхпалубный фрегат.
А Глебовский мост буквально упирается в храм Илии Пророка (1699-1700 гг.). Первое здание было «в городе», то есть на территории кремля около Спасского монастыря.
После зрам много раз достраивался всякоразными приделами, пока не приобрёл нынешнюю стенообразную форму. Храм скорее отпугивает, будучи бастионом-барбаканом кремля, чем привлекает взгляд.
Закладной камень в честь основания Переяславля-Рязанского. Это старое название Рязани до того, пока существовала (Старая) Рязань, которую спалили татаро-монголы. Так Европа впервые столкнулась с татаро-монгольским нашествием.
А сам закладной камень был установлен летом 2021 года. Мне он напоминает вот эту историю.
Часовня Всех Святых, в земле Рязанской просиявших. Построили это достаточно уродливое строение в 1995 году в честь 900-летия города. Считается, что формой часовня напоминает шлем. Мне не напомнила, в отличие от тульского шлема.
Центральная аллея
Вернёмся к центральной аллее, протянутой от Ильинской церкви к Соборной плошади. Тут установлены сувенирные лавки. Продукция сувенирок скудная и скучная. Я даже имел намерение что-нибудь купить, но выбрать было совершенно не из чего.
А дальше расставлены арт-объекты от Музея рязанского петушка. Пройдёмся по ним.
На центральной аллее, уде после сувенирных лавочек и ближе к выходу на круг Соборной улицы установлены мортира и полевая пушка. Установлены они Музеем истории рязанского петушка (находится напротив) в качестве завлекалки. И сопровождены краткой информацией, что в 1812 году на войну призвали 23 тысячи рязанцев. В том числе и Николай Петрович Шишков, который по возвращении стал Председателем Комитета сахароваров Российской Империи. Рязанская же сахарная мануфактура была основана в 1829 году.
Про мортиру сказано следующее. Это осадное орудие XVII века, которое позволяло стрелять не настильным огнём, а навесным. Таким образом мортира была хороша для убийства противника, укрытого в траншеях или за стенами да и для разрушения самих стен. Она метала 30-килограммовые бомбы калибром в 200 мм.
Стреляла мортира недалеко – всего на 600 метров, но скорострельность была выше, чем я мог предположить – один выстрел в минуту. Для обслуги такой штуковины нужно было аж 20 человек. Совсем не понимаю, как они могли её обслуживать не толпясь и не мешая друг другу.
Весит мортира 650 килограмм.
А вот полевая пушка всё того же XVII века. То есть чисто теоретически оба орудия могли быть использованы в одном сражении. Тоже умеет стрелять навесом. Весит в два раза меньше – 368 кг, дальнобойность – 2200 метров, в 3,5 раза дальше. Несоразмерно большие колёса позволяли если что её перекатить, но доставлялась она четвёркой лошадей. Обслуживалась уже десятком человек. Единственное, чем она проигрывает мортире так это калибром – 80 мм.
Сергий Радонежский, Пётр и Феврония
Скульптуру Сергия Радонежского установили в июле 2016 года. Мне совсем не понятно её назначение, так как сейчас воцерквление происходит по другим каналам, а если уж и говорить про обращение паствы, то нужно ставить местных святых. Например, в этом парке самое место Петру Муромскому и Февронье Рязанской. Да, она родилась в деревне Ласково за Заборьем, то есть в 5 минутах езды от Солотчи.
Сейчас в Ласково есть часовня в её честь и памятник им обоим, а в самой Рязани только квартал Петра и Февронии у обочины Северной Окружной дороги. И по архитектуре, и по расположению это рязанские Котельники. Есть и развязка с Солотчинским шоссе и ТЦ за ней (Лента, бывший Макдак, гигантская парковка…).
Легенда о них были записана в 1540 годах в Муроме на основе устных сказаний и получила название «Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских…»
Легенда о Петре и Февронии: Огненный змей
Он рассказывает, что некогда в Муроме правил князь Павел. И в те ночи, когда его не было дома, к его жене являлся огненный змей, оборачивающийся в Павла.
Тут я должен остановиться и сделать два замечания. Дело происходит в Муроме, когда он был княжеской столицей, и о таком статусе не могла помышлять ни Старая Рязань, ни Переславль‐Рязанский. То есть автор описывает предыдущие времена, о которых в широких массах не сохранилось никаких достоверных сведений и которые уже стали былинными.
Второе замечание связано с огненным змеем, который кочует из легенды в легенду, но всегда оборачивается в отсутствующего мужа и приходит на блуд к его жене.
Понятно, что секс у них хоть и страстный, но похмельем на утро, с головной болью, какая бывает после тяжёлого сна. Его подарки превращают в камни и лошадиный навоз, а деньги и драгоценности – в черепки (вспомним гоголевскую «Ночь накануне Ивана Купалы»). А вот беременность может случится, но протекать он будет аж до трёх лет. Впрочем, роды окажутся не лучше, например, вместо ребёнка может оказать песок или головешка, а если дитя и родиться, то оно будет чёрным, или с копытами, или тело будет холодным. К счастью, такая мандрагора-альрауне живёт недолго и вскоре умирает.
Как отличить огненного змея от настоящего мужа. У змея не будет хребта. И ещё он не может правильно произнести сакральные имена: вместо Иисус Христос – Сус Христос или вместо Богородицы – Чудородица. А ещё вам поможет младенец. Вот история, которую рассказывала женщина с Полтавщины про Вторую Мировую Войну, выдавая её за совершенно реальную.
Идёт война, муж на фронте, жена осталась одна с младенцем. И как-то ночью стук в дверь. Открывает, стоит муж. Полк проходил мимо, квартирует в соседнем городе, отпустили к жене. Жаркий секс, муж до рассвета уходит, а на утро голова как каменная. Вторая ночь, опять стук в дверь, ситуация повторяется. А жена чувствует, что что-то не то, муж тот да не тот. Днём рассказывает женщинам у колодца, и та, которая постарше советует: «Ты возьми ребёнка на руки и не отпускай!»
Третья ночь, опять стук, а жена стоит с ребёнком на руках. Муж такой со злобой: «Положи ребёнка», жена: «Не могу, он плачет». «Положи, говорю тебе!» Жена отпирается. В общем, муж плюнул в сердцах и ушёл, и на следующие ночи уже не являлся.
Вернулся ли с войны настоящий муж, история умалчивает.
Продолжение легенды о Петре и Февронии: Агриков меч
Княгиня поняла неладное и во всём призналась своему настояшему мужу. Тот не будь дураком велел узнать у Змея, как его можно умертвить, и Змей сказал: «от Петрова плеча, от Агрикова меча».
Пётр – это брат Павла Пётр, а вот где достать Агриков меч, никто не знал. Но однажды священник Воздвиженского монастыря (в Муроме) указал Петру на меч. Тот был спрятан в щели межлу камней алтарной стены.
С этим мечом Пётр отправился к брату, что показать его. Братья обрадовались. Потом заглянул к снохе и увидел, что та была с братом. Пётр сразу понял, что это не настоящий Павел, а перевоплотившийся в него Огненный Змей. Недолго думая Пётр рассёк чудовише Агриковым мечом, но на него попали капли змеиной кровью, из-за которой он заболел проказой.
Итак, что такое Агриков меч? По сути, это архетип великого меча (или ещё шире – оружия), который приобретает имя, но не собственное, а своего владельца. Как и многие среднерусские города со славянскими, а не финно-угорскими названиями: Ростов, Дмитров…
Отметим и то, что Пётр достаёт его из щели в камнях, как британский Артур Эскалибур из булыжника.
А кто такой этот Агрик? Чего-то достоверного или хотя бы наукообразного мне найти практически не удалось. Но всё же.
Якобы это имя восходит к герою древнерусской повести Дигенису-Акриту. А повесть эта является переводом византийского сказания «Девгениево Деяние». Дигенис – это имя византийского героя, а акритами у них называлась лёгкая пехота или лёгкая кавалерия. То есть что-то типа казаков или гусар.
Среди деяний Девгений голыми руками расплавляется с хищными зверями, а вот против льва и змея применяет меч. Змей, между прочим, был летучим и трёхглавым и налетел на нашего акрита, когда тот подошёл к определённому ручью.
Кому как, а мне не очень верится что имена Акрит и Агрик так легко перетекают друг в друга.
Но одного настоящего Агрика щнали на Руси по переводной рукописи XII века «Чудеса святого архиерея Христова Николы«. В числе прочего там рассказывается про антиохийца Агрика который жил на берегах Евфрата, потерял сын Василия, но он очень сильно верил в Николу Мирликийского. И Святой Николай вернул отцу сына с Крита, из сарацинского плена.
Продолжение легенды о Петре и Февронии: Феврония
Никто не мог излечить Петра от лепры, но однажды во сне он увидел, что его сможет исцелить дочь «древолазца» (то есть пчельника). И такая семья нашла в южной заречье княжеста. В деревне Ласково жила крестьянка Феврония с отцом, который добывал дикий мёд.
Гонец, который её обнаружил, увидел, что за ткацким станком сидит девушка, а перед ней скачет заяц. Не буду вдаваться в подробности, но Феврония испытывает гонца загадками, а потом соглашается исцелить Пётра. Но в обмен он должен жениться на ней.
Князь пообещал, но после исцеления слова своего не сдержал, потому что девушка была простолюдинкой. Но девушка намеренно не залечила один струп, и болезнь вернулась. Князь опять обратился к ней и снова дал слово, но на этот раз сдержал его.
Через несколько лет Павел умер и княжение унаследовал Пётр. Однако тут возмутились бояре. Они не хотели, чтобы ими правила простолюдинка. Князь взял Февронию, и они на двух кораблях поплыли по Оке.
Тут в Муроме началась смута. Бояре взмолились Петру вернуться и уже согласились на Февронию. А на склоне лет они приняли постриг в разных монастырях под именами Давид и Евфросиния. И умерли в один день.
Согласно завещанию их должны были захоронить в одном каменном гробу с тонкой перегородкой. Однако церковь воспротивилась такому непотребству. Каждого положили в своей обители, но уде на следующее утро их тела оказались в одном гробу. Так продолжалось ещё несколько раз, пока их тела не оставили вместе.
Это два трона, видимо, для инстафоток. Служат рекламой Музея рязанского леденца. Установлены 30 июля 2018 года.
Соборная улица
От Кремлёвского парка до городских торговых рядов проходит Соборная улица. По генеральному плану застройки города в 1780 году, утверждённому Екатериной II, ей отводилась роль главной улицы города. От Хлебной площади, где построили торговые ряды, открывалась перспектива на кремль.
В советский период она носила название улицы Революции.
Между домами 8 и 10 прибита табличка «Переулок Счастья, 1». Местный арт-объект, про который нужно знать заранее.
Потому что даже на расстоянии двух метров табличку уже даже не увидишь. Тем более, что мешает водосток. Интересно, что Яндекс.карта сзади этих домов ставит зелёную звёздочку и помечает её как «Плошадь согласия». Но я этого не знал, и дом вокруг не обошёл.
Да и не получилось бы у меня, как видно на этом фото. Вход во двор закрыт калиткой и забором.
Официальный адрес этого дома – улица Соборная, дом 10. Это типичный дом второй половины XIX века в стиле эклектики, где всегда экспериментировали с элементами барокко и классицизма. Из таких зданий состоят бывшие купеческие, но ныне обнищавшие города и составляют ландшафт старинных русских улиц.
Вот этот, например, принадлежал купцу И. Хрущёву, а а начале XX века часть дома отводилась под конторы Вятско-Волжского пароходства. Сейчас тут находится галерея «Переулок счастья», которая бесплатно выставляет и торгует картинами и керамикой художников России и Беларуси.
А вот этом здании в подвале разместился Музей рязанского леденца, а на первом этаже сувенирная лавка. В музее не были из-за трёхлетней дочи, которой откровенно рано в такие места зодить, но, судя по отзывам, мы немного потеряли. Однако музей заморочился и сделал себе рекламу в качестве арт-объектов.
Рязанские сахарные леденцы-петушки
Что объединяет Рязань и Ригу? Оба города в числе своих символов имеют петушка! И если в Риге это пять петушков-флюгеров, то в Рязани – сахарные леденцы-петушки. Вот о них я вам сейчас и расскажу!
Первый сахарный песок завозили в Россию аж из Индии, а так его добывали из сахарного тростника. Стоил он баснословных денег, это всё равно, что везти шёлк из Китая. В XVII веке за 4,27 грамма сахара можно было купить корову или лошадь, а в XIX веке 300 грамм приравнивались 5 килограммам чёрной икры. Осётр в Волге плавал, а тростник на Чернозёмье не рос.
Но всё изменилось в 1829 году со штаб-ротмистром Николаем Петровичем Шишковым, который стал добывать сахар из сахарной свёклы. Он открыл свеклосахарный завод в селе Спешнево. Это на самом юге Рязанщине, уже на границе с Тамбовщиной – самый настоящий чернозём. Индийский сверхдорогой тростниковый сахар стал не нужен.
А в 1834 году якобы находят старинный рецепт рязанского леденца и перекладывают его на мануфактурные рельсы. Считается, что в его состав входят только цветочный мёд, сахар, патока и родниковая вода.
Но почему именно в форме петушка? В музее говорят, что Шишков увидел такую форму во сне. Такой сахарный Менделеев.
Есть легенда, которая гласит, что в 1837 году на ежегодную ярмарку в город должен был приехать цесаревич Александр, будущий император Александр II освободитель. И специально к его приезду придумали рецепт сахарного леденца.
И якобы Александру Николаевичу так они понравились, что он заказал их две корзины. Одну для матери Александры Фёдоровны, а вторую для возлюбленной Ольги Калиновской. Но корзины перепутали, и так императрица узнала о любовных делах своего сына, и это привело к из разрыву.
Памятник Олегу Рязанскому
За Кремлёвским парк сразу начинается Соборная площадь (бывшая Ильинская, Советская).
В центре площади стоит конная статуя Олега Рязанского. Скульптор, между прочим, Зураб Церетели. Установили в 2007 году, приурочив к 70-летию Рязанской области. И если Евпатия Коловрата можно сравнить с Медным всадником, то Олега Рязанского с Николаем I.
Пара слов о самом князе.
Олег Иванович – самый знаменитый из рязанских князей. Княжил с 1350 по 1402 годы – 52 года. Он умело лавировал между Великим Московским княжеством и татарами, и в результате сумел сохранить независимость своего княжества.
Способствовал этому и Сергий Радонежский. В 1387 году он способствовал заключению вечного мира между Дмитрием Донским и Олегом Рязанским. Прямым следствием этого стаоа свадьба Фёдора Олеговича и Софьи Дмитриевны.
Из внутренних дел это он окончательно перенёс столицу в Переславль-Рязанский.
Под конец жизни Олег Рязанский ушёл в монахи в Солотчинский монастырь.
29 марта 1779 годам Екатерина II утверждает герб Рязанского наместничества – изображение Олега Ивановича. Герб использует и сейчас.
Сюда же, на Соборную площадь, выходит красивый фасад Театра юнного зрителя, он же – Театр на Соборной. Его стены помнят голос Шаляпина, а работали в нём Владимир Гиляровский и А. Эфрос. Но я как-то пропустил этот примечательный фасад.
Продолжение Соборной улицы
Дом Рябова и дом Герасимовых (Эраста Гарина).
Гостиница Ланина. Место убийства Гавриила Хорото.
Под номером 48 (зелёное здание) располагался первый парфюмерный магазин Макса Фактора. Сейчас в этом доме также есть парфюмерия под названием «Дзинтарс».
Площадь Ленина (Хлебная площадь)
Площадь Ленина находится на противоположном конце Соборной улицы относительно Соборной площади и Кремлёвского парка. «Украшена» она Ильичом.
Стоит он на месте Александро-Невской часовни, возведённой по случаю коронации Александра II. После 1917 года его разрушили, на её месте поставили Ленина, которого в 1957 году сменили на нынешнего.
Перед ним выложена «историческая брусчатка».
А от спины Ленина расходится парадное трёхлучье, если продолжать моё назвязчивое сравнение Рязани с Тверью. Налево уходит Соборная улица, прямо – Почтовая, а направо – Горького. Только в Твери на этом месте стоит конный Михаил Тверской, а здесь Олег Рязанский смещён на конец одного из лучей.
Раньше площадь называлась Хлебной, и очевидно, чем здесь занимались люди. В начале XIX века на рынке построили шесть корпусов Городских рядов. До наших дней сохранились только два. Кстати тогда площадь переименовали в Новобазарную.
Гриб-коробейник.
Южные городские ряды.