Исаакиевский собор и Медный Всадник
Исаакиевский собор
Признаюсь, символом Петербурга для меня является Исаакиевский собор. И наоборот, Исаакий — мой любимый собор из всех виденных. Питер зачастую сравнивают с Венецией из-за каналов. Я не разделяю этого мнения. Я был в обоих городах, обоими проникся и оба полюбил, однако общего между ними не нашёл. А вот с Римом нашёл. Из-за купола. Исаакиевский купол неизменно напоминает мне купол ватиканского собора в Вечном Городе.
Монументальный — вот то одно слово, которым можно описать Исаакиевский собор. И он действительно таков. Это самый большой православный храм Петербурга. У него прототипах числятся собор Святого Павла в Лондоне, Пантеон и Дом Инвалидов в Париже. И его действительно можно отнесли к пантеонообразным храмам. И естественно, что внутри него висел маятник Фуко. За счёт 98-метровой длины нити, к которой подвешивается шар, вращение Земли было очень даже очевидным. Но его сняли. Сам маятник хранится в подвалах собора.
На самом деле, мы видим уже четвёртую версию храма. Первая была вообще деревянной и находилась в сквере напротив современного Адмиралтейства. В ней венчались Пётр I и Екатерина Алексеевна. Тот деревянный храм был построен в 1710 году, и лишь на 7 лет младше самого Петербурга. От него и считается возраст Исаакия. Можно сказать ровесника самого города.
Потом храм трижды перестраивался и кочевал по всему скверу, пока не оказался на нынешнем месте. Это случилось уже при Александре I, а строил его молодой француз Огюст Монферран.
Его строили 40 лет, но собор вышел на славу. Помимо грандиозных масштабов Исаакий поражает количеством материалов, которые использовались при его строительстве. 43 породы минералов! Гранитный цоколь, стены облицованы серым мрамором, гранитные же колонны как на четырёх портиках, так и на втором ярусе вокруг барабана. На золочение купола ушло около 100 кг золота.
Интерьеры украшены белым, жёлтым и зелёным породами мрамора, а также яшмой и порфиром.
Высота собора составляет 101,5 метров. И круговая обзорка вокруг барабана считается одной из лучших в Питере. Когда бы вы ни проходили мимо Исаакия, там всегда будут люди. Особым шиком считается вечерняя обзорка. Ну а что тут твориться на белые ночи, даже представить страшно.
Собор действительно огромен. Моферран считал, что Исаакий может вместить 7 000 человек. Он рассчитывал, что дамы будут в пышных юбках, и каждая будет занимать 1 квадратный метр. При нынешней моде Исаакиевский вмещает 12 000 человек.
Во время Блокады купол Исаакия перекрасили в серый цвет, чтобы избежать бомбёжки. В его подвалы свезли экспонаты со многих музеев Петербурга, где они благополучно и сохранились. Собор действительно не бомбили. Считается, что он служил ориентиром для бомбардировщиков. Может это и правда, но такие же рассказы я слышал и про кёльнский собор. И всё же, на стенах Исаакия и по сей день можно обнаружить следы артобстрела.
Медный Всадник
Рядом с Исаакием стоит другой символ Петербурга — Медный Всадник. Он обращён лицом к Неве и смотрит на Васильевский остров. Туда, где по замыслу Петра и должен был находиться его дворец, но все планы спутал граф Меньшиков, построив свой собственный дворец.
За его спиной золотым трезубцем возвышается Исаакий. Когда впервые оказываешься здесь, на Сенатской площади, то просто не знаешь куда вперёд бежать. Правда, я был тогда ещё молод, романтичен и каждый день слушал Русский рок. Сейчас я спокойнее отношусь к главным символам Питера. Но каждый раз бываю здесь. И зачем-то каждый раз снимаю.
Гром-камень
Гром-камень
Начнём, пожалуй, не с самой скульптуры, а с её постамента. В качестве постамента решили использовать цельный камень, о поисках которого дали объявление в «Санкт-Петербургских ведомостях». Такой камень был на примете у Семёна Вишнякова из деревни Конная Лахта. Сейчас эта деревня вошла в состав Санкт-Петербурга, а тогда она располагалась к северо-западу от города по направлению к Сестрорецку.
Такое интересное название камень получил, потому что, по местному поверью, в него ударила молния и он приобрёл свою необычную форму.
Гром-камень впечатлял своими размерами. В длину он был 13 метров, в ширину 8 метров, а в высоту 6 метров, а весил аж 2000 тонн. Он казался целой скалой, особенно в условиях плоского, как тарелка, Петербурга.
Камень был утверждён в качестве пьедестала для будущего памятника. Оставалось всего ничего — перетащить 2000 тонн в центр и Петербурга, а, самое главное, переправить его через Неву.
Сначала его откопали, и на его месте до сих пор есть водоём, который так и называется Петровский пруд.
При помощи домкратов и рычагов гром-камень погрузили на специальную машину, которая и обеспечивала транспортировку. За день камень перемещали на 20 — 30 шагов. На поворотах скорость снижалась. Машина представляла собой деревянную платформу, которая перекатывалась по двум желобам. Читай, колее. В колею были уложены 30 пятидюймовых шаров. Вот по ним-то платформа и двигалась.
И всё равно гром-камень пять раз слетал с платформы, и его заново приходилось откапывать.
Ещё интереснее была организована переправа гром-камня через Неву. Для этого построили судно типа беляны (по сути, промышленная версия плота), которое поддерживалась с двух сторон краерами (плоскодонными парусниками).
На такой плавучей конструкции гро-камень и был доставлен к Сенатской площади. За инженерным аттракционом с интересом наблюдало пол-Петербурга. Жители так были поражены увиденным, что после заказывали из обломков камня запонки и набалдашники.
У берега беляну притопили, и оно село на предварительно вбитые сваи. Эта уловка дала возможность сдвинуть гром-камень на берег.
Также, через притопление и осадку на сваи, камень и погружали на беляну.
В общем всё перемещение началось 15 ноября 1769 года, а закончилось 27 марта 1770 года.
Конная статуя Петра I
Саму скульптуру отливал Этьен Фальконе, порекомендованный императрице Екатерине II её «другом по переписке» Дени Дидро. Кстати, отливал Петра Фальконе не из меди, а из бронзы. Медным же он стал благодаря поэме Пушкина «Медный Всадник». В ней медный Пётр сходил со своего гром-камня и от увиденного главный герой Евгений окончательно сходит с ума, хотя и до того он был уже чуть повредившимся рассудком из-за скорби.
Гипсовую модель Фальконе с 1768 по 1770 год. Голову лепила его ученица Мари Анн Колло, а знаменитую змею у задних ног коня Фёдор Гордеев.
Далее следовала отливка. Судя по всему, Фальконе был нервенным французом и больше увольнял подчинённых, чем отливал памятник. В 1778 году Фальконе был вынужден покинуть Петербург, и работы по завершению Медного Всадника были поручены Фельтену.
7 августа 1782 года памятник был представлен Петербургу. Фальконе на открытие так и не был приглашён. Так же, как католик Монферран не смог войти в освящённый православный Исаакиевский собор.
Таковы истории двух визитных карточек города Питера. Кстати, сказать Медный Всадник не такой уж уникальный, как мы привыкли думать.
Мистика Медного Всадника
Медному Всаднику с самого начала отводилась центральная роль в Петербурге Мистическом. Наверное, начало этому положил Пушкин своей поэмой.
Однако апофеоз достигается в «Розе мира» Даниила Андреева. По нему, в одном из подземных, адских миров есть инфернальный двойник Петербурга. В нём Пётр восседает не на коне, а на драконе, а в руке держит вечно горящий факел. И этот факел — единственный источник света во всём подземном мире.