Музей кукол в Санкт-Петербурге
Вообще к подобным музеям народного промысла, расположенным, выражаясь словами Андрея Белого, «за семнадцатой линией», мы с женой относимся настороженно.
Вот и этот вызвал у нас противоречивые чувства. Здесь царят старушки, которые своими голосами построят любого генерала, любого чиновника или генерального директора. Они из тех, кто большую часть жизни прожили в Ленинграде, а не в Санкт-Петербурге. Когда попадаешь под их власть, то не столько интересуешься экспонатами, сколько мечтаешь сбежать из-под власти этого старушечьего царства.
Я, например, никогда не осматриваю все экспонаты. В ином музее, в том же Эрмитаже с его огромной коллекцией, это и невозможно.
Здесь же под их пристальным взглядом приходится осматривать то, что тебе не нужно. А ведь им ещё хочется с тобой поговорить! О, это полный ужас и это самый главный минус этого музея.
А вот другим интересным фактом является то, что к экспонатам нет описания, а только QR-код. Считываешь код телефоном и читаешь с экрана. А можешь не читать, а прослушать аудиозапись, где всё уже начитано. Впрочем, я ожидал от QR-кода большой исторической справки, а там только общие слова.
И всё-таки идея с QR-кодами мне понравилась. Описание экспонатов у меня сохранилось в телефоне, и уже в отеле и могу всё подробно записать.
Первый зал — «Русь ушедшая. Идолы и тотемы»
Первый зал, то есть комнатка, называется «Русь ушедшая. Идолы и тотемы». То, что мы здесь увидим, является не чем-то аутентичным, а созданным по вдохновению художником Сергеем Михайловичем Кулаковым.
Все фигурки связаны из соломы, а потому отсылают к птицам счастья и соломенным козликам.
Сергей Кулаков мощно использует общенародные мифологемы. Например, образ мирового древа — мировой оси. Вокруг него всё вращается, что символизирует надетое на него колесо.
Вот богатырь Добрыня Никитич пашет землю на трёхглавом Змее Горыныче, а вот самоходный корабль с парусами и на колёсах. Символ восходит к знаменитому Кораблю Дураков. Его рисовал ещё Иероним Босх, а гравюры делал Альбрехт Дюрер. Есть и поэма на эту тему гуманиста Себастьяна Брандта.
Особую гордость составляет экспонат «Тотем Аляски», представляющий собой ворона, прилетевшего на пустынные земли Севера и принесшего с собой плодородную почву, растения, животных, людей и даже богов.
Второй зал — игрушки, собранные со всего мира
Третий зал — интерьерная кукла
Цирк. Автором пары велосипедистов, расположившихся в средней части витрины справа и слева, является художник Роман Шустров. Другая его работа – дрессировщик.
Четвёртый зал — Лесное царство
Из третьего зала можно попасть в два закутка, один из которых назывался «Залом фривольной куклы», но почему-то был закрыт на ключ, а второй — «Лесное царство».
Лесная чаща. Слева – леший по имени Вася и Озёрная дева. Справа – волшебница. Работала Наталья Меренцева. В зале нет оградительных стёкол.
Далее поднимаемся на второй этаж. Там представлены исторические макеты (уменьшенная копия кареты Александра III и его жены Марии Фёдоровны, а также макетами двух домов, один принадлежащий дворянству петровского времени и доходного петербургского дома второй половины XIX век) и современные макеты.
Интерьерная кукла. Собирательные образы. В правой верхней части – фигурист Евгений Плющенко, чья звезда вспыхнула и закатилась в феврале 2014 года, рядом – Николай Валуев. Сотрудник ДПС. Рокер.
Уменьшенная копия кареты Александра III и его супруги Марии Фёдоровны демонстрируют выезд императорской семьи на прогулку.
Макет петербургского дома начала XVIII века, то есть петровского времени. Это не какой-то конкретный дом, а собирательный образ. В интерьерах комнат присутствует характерная эпохе мебель и декор.
Вот печь в кабинете. Она обложена голландской плиткой XVII века.
Макет петербургского доходного дома второй половины XIX века. Квартиру в таких домах можно было только снять, но нельзя купить. Причём стоимость ренты за верхние этажи была ниже.
В последнем зале выставлены куклы, обряженные в национальные костюмы разных народов.
Наконец, вы снова спускаетесь по лестнице на первый этаж и попадаете в зал, где выставлены марионетки из Индии, Бирмы и Непала. Из всех залов этот оказался самым интересным и запоминающимся.
В этом зале хранятся настоящие куклы, а не новодельные. То есть конкретно они провели свою жизнь в дороге, участвовали в уличных спектаклях. Многие из них видели больше городов, чем я.
Заклинатель змей, воин с мечами в руках, танцовщица в бирюзовом платье.
Кукла Ганеша – индуистский бог мудрости и благополучия. Эти куклы относятся к 1970-1990 годам.
Перчаточные куклы. Этому экспонату уже более ста лет и родился он под рукой мастер в конце XIX века.
Марионетки на ваге и нитях.
Механическая кукла – кот со связкой сосисок в лапах. Её управление осуществляется системой тяжей, проходящих через весь корпус, и выводящихся на гапит. В данном случае гапит представляет собой деревянную ручку, соединённую с внутренним механизмом. При помощи гапита мы можем заставить кота двигаться по поверхности, шевелить лапами, моргать глаза и открывать рот.