Сергиев Посад – душа русского православия
Конечно, главная и чуть ли не единственная достопримечательность Сергиева-Посада — это Троице-Сергиева лавра. И именно из-за неё все едут сюда, из-за неё город включили в состав Золотого Кольца. Но стоит прогуляться и просто по улочкам старого городка, и кое-где ещё проглядывает неосовремененный старый Сергиев.
Но вообще стотысячный город окончательно испорчен туризмом. Вместо деревянных изб с резными наличниками, как например в недалёких отсюда Кимрах, тут стоят двух- и трёхэтажные безвкусные особняки. Духа патриархальности не осталось и помине.
Проспект Красной Армии
Через весь город с юга на север проходит дорога от Москвы до Ярославля. Раньше она так и называлась Большедорожной улицей и делилась на Московскую и Переславскую половины в районе Красногорской площади.
Вплоть до конца XVIII века она была земляной, и лишь по склонам, спускавшимся к Кончуре, мостилась. Потом всё-таки замостили брёвнами, а к 1845 году Большедорожную и Переславскую перемостили смесью песка и щебня.
Блинная гора
Улица Пионерская
Крутая улица. В прошлом носила название Дворянской, а теперь Пионерской.
Дом Павла Флоренского
Павел Александрович Флоренский жил тут с 1915 по 1933 годы. Религиозный философ, богослов и просто священник. Кто-то даже называл его «русским Леонардо».
Свой opus magnum «Столп и утверждение истины» он написал не в этом доме, но тоже в Сергиеве, на Петропавловской улице (ныне – улица Первой Ударной Армии), но тот дом не сохранился.
А здесь бывали и Максимиллиан Волошин, и сказочник-архангелец Борис Шергин, и Сергей Булгаков. А Михаил Нестеров в мае 1917 года в саду этого дома создал двойной портрет Флоренского и Булгакова под названием «Философы».
25 февраля 1933 года из этого дома Флоренский был арестован по делу «Контрреволюционной националистической фашисткой организации «Партия возрождения России». 17 августа 1934 года его сослали на Соловки.
Дом Олсуфьевых
На соседней улице Валовой под номером 8 находится дом Олсуфьевых. Семья графа Юрия Олсуфьева жила тут с лета 1917 года по февраль 1928 года.
Граф вместе с Павлом Флоренским спасали мощи Сергия Радонежского с благословения патриарха Московского Тихона. Из гробницы они извлекли голову Сергия, а вместо неё положили череп князя Трубецкого. А главу преподобного сначала они хранили в ларце в этом доме, а в 1928 году с новой волной арестов и вовсе закопали в саду.
В 1938 году Юрия Олсуфьева арестовали и расстреляли на Бутовском полигоне. И мощи Сергия хранили его единомышленники до 1946 года вплоть до официального возвращения.
Константин Леонтьев
Кстати сказать, в соседнем Дмитрове сохранился дом-музей Петра Кропоткина. Тоже философа тех времён, но другой направленности.
На самом деле, тогда в Сергиеве жил не он единственный из богословов. Ещё Василий Розанов, Константин Леонтьев. Думается, всем им была близка фигура Сергия Радонежского, оттого они и выбрали для жизни этот захолустный, откровенного говоря, городок на холмах.
Но нет, Леонтьев более тяготел к Оптиной Пустыни, но и Сергиев для него был ничего. «Город мал (я это люблю), кругом лес, близок тот «запах ладана» и видна та «чёрная ряса», без которых я уже и дить не могу…»
Прибыл он сюда по указанию своего друга оптинского старца Амвросия. Константин Леонтьев должен был пройти тут монашеское служение сразу после пострига. Но не смог вписаться ни Лавру, ни с Черниговский скит. Жил он в доме Призрения при Троице-Сергиевой лавре. Писал только письма (в том числе к Розанову, о котором ниже) и подготавливал третий том публицистики «Россия, Восток и славянство».
В начале ноября 1891 года он простудился и подхватил воспаление лёгких, и уже 12 числа умер. Похоронили его в Черниговском скиту.
Дом Василия Розанова и Красюковка
Сохранился и дом третьего богослова Василия Розанова по адресу Полевая 1 (на Красбковке рядом с Жуковым прудом). На нём висит мемориальная табличка. Эту квартирку в доме священника Беляева для Розанова подыскал Флоренский. Дело происходило в августе 1917 года, и в Петрограде, где проживала чета Розановых с пятью детьми, было слишком неспокойно по сравнению с тихим Сергиевом.
Практически каждый день Розанов общался с Флоренским, часто ездил в Москву к Сергею Булгакову и Николаю Бердяеву. Здесь же он написал «Апокалипсис нашего времени».
Жизнь была голодной и холодной, особенно зимой 1918 года. Поэтому Розанов любил ходить в баню, где отогревался и вообще расслаблялся. 24 ноября он возвращался из бани домой, упал в сугроб и пролежал так много времени, пока случайный прозожий не отвёл его домой. Розанов уже не встал, и 5 февраля 1919 года умер.
Кстати, тут, в Красюковке, за поворотом от пруда стояла и стоит церковь Архангела Михаила. В ней Розанова отпевали, а похоронили на кладбище Черниговского скита рядом с Константином Леонтьевым. В советские годы обе могилы были разорены: на леонтьевской чёрный гранит разбили на куски, а на розановской сожгли крест. Сейчас их восстановили.
Напротив розановского дома стоит дом под номером 2. Считается, что в 1912 году его построил бывший генерал-губернатор Варшавы.
А по адресу Полевая 3 проживал генерал Анатолий Михайлович Стессель, бывший комендант Порт-Артура, который сдал крепость японцам. Сначала его приговорили к казне, потом заменили на заключение. Наконец, Николай Кровавый помиловал Стесселя. Дом построили в 1914 году.
Дом Пришвина
Жил в Красюковке (Вифанская 81) и Михаил Пришвин. До того он не жил ни на одном месте более двух лет, а тут купил дом и прожил в нём целых 11, с 1926 по 1937 годы, пока не пернбрался в Москву. Пришвину нравилось, что дом стоял на отшибе, уже в самом лесу, и вокруг уже водились лисы и дичь. А Пришвин был заядлым охотником и держал пять охотничьих собак. Плюс тут недалеко была железная дорога (чугунка), по которой легко было добраться до реки Дубны (та самая пришвинская «Журавлиная родина»).
В гости к нему захаживали Владимир Фаворский (жил в доме 101 на этой же улице), Павел Флоренский. За эти одинадцать лет он написал среди прочего «Кащеева цепь», «Рассказы егеря Михал Михалыча», «Родники Берендея», «Охотничьи были», «Журавлиная родина», «Записки охотника», «Корень жизни» («Жень-Шень»), «Берендеева чаща», «Серая сова», «Зверь бурундук», «Рассказы охотника», «Лисичкин хлеб».
Кроме того, Михал Михалыч вёл дневник, по которому потом смогли восстановить могилы Леонтьева и Розанова. По записи от 18 мая 1927 года с подзаголовком «Могила Розанова» это смогли сделать. Пришвин дал подробное описание и ориентиры.
Он говорил так: «Розанов — послесловие русской литературы, я — бесплатное приложение. И всё…».
Гефсиманский Черниговский скит
Восточнее Красюковки стоит Гефсиманский Черниговский скит, который основали монахи в 1843 году. Скит интересен своими пещерами. Их в 1847 году начал копать юродивый Филипп наподобие Киево-Печёрской Лавры.
Пострадавшим за веру в годы репрессий
Что привезти из Сергиева-Посада — Сергиево-Посадская игрушка
Что общего между Сергиевом Посадом, самой сердцевиной русского православия, и Нюрнбергом, самым немецким из всех городов? Правильно, оба считаются игрушечными столицами своих государств. Так почему же Сергиев считался столицей русской игрушки?
Игрушки здесь делали с XVII века. Но помимо местных здесь продавали и иногородние. Потому что монастырский посад был отличным местом сбытом. Паломники имели традицией привезти детям игрушки «от Сергия».
Позднее это преобразовалось в легенду, что такими игрушками ребятишек одаривал и сам преподобный и даже сам вырезал их.
О сергиевской игрушке упоминают с XVII века. Их подносили паломничающим царю и царице жители окрестных слобод для царских детей.
Загорская матёршка
Считается, что и матрёшка родилась именно здесь.
На самом деле, нет. В Москве, в Леонтьевском переулке 7, располагался магазин «Детское воспитание». Он принадлежал Анатолию Мамонтову, брату Саввы Мамонтова, а руководила магазином жена первого Мария Александровна Мамонтова. При магазине работал токарь Василий Петрович Звёздочкин, который и выточил первую матрёшку. Потом токарь вспоминал, что в 1900 году изобрёл трёх- и шестиместную матрёшку и выслал на Всемирную торгово-промышленную выставку в Париже.
А расписывал её сотрудничавший с магазином Сергей Васильевич Малютин. Внешняя кукла дердала в руках чёрного петуха, следуюшая держала серп, следуюшая – каравай хлеба, и так далее. Новой кукле дали имя Матрёна, которая потом получило своё уменьшительно-ласкательное нарицательное матрёшка.
Существует спорная легенда, что прототипом послужила фигурка японского бога удачи Фукурокудзю, которую привезла с острова Хонсю жена Саввы Мамонтова Елизавета Григорьевна Сапожникова-Мамонтова. Заимствованной идеей было то, что внутри большой японской фигурки были вложены другие.
В 1918 году магазин-мастерскую Мамонтова закрыли, и ведущие мастера переехали в Сергиев. Тут кустари и артели стали широко тиражировать матрёшку.
При СССР создали фабрику матрёшек, которую в советское время расширили и переименовали в «Загорскую фабрику игрушек номер 1».
Троицкая деревянная игрушка, посадская кукла, хотьковские гремотушки, богородская резная игрушка.
Кроме того, была ещё сергиевская китайская мелочь, сергиевская звуковая игрушка (пищики), но их просто так в сувенирках не купишь, а можно увидеть только в редких музеях.