Шуя – Река Теза и фабричное правобережье
Река Теза
Покончив с центром Шуи, двинемся на запад к фабричному заречью.
Река называется Теза, левый приток Клязьмы (впадает на 12 км южнее от посёлка Холуй, на границе Ивановской и Владимирской областей). Речка не такая уж и широкая, однако именно она была главной транспортной магистралью и позволяла шуйским купцам процветать. Хотя река и берёт своё начало в Козловском болоте близ города Приволжск, но судоходной становится только от Шуи. Помимо Волги и Клязьмы это была единственная судоходная река в Ивановской области даже в XX веке.
Однако маловодность Тезы ограничивала развитие города, и с развитием прогресса негоцианты в 1830-е годы выстроили на реке каскад из пяти деревянных шлюзов. Между прочим, тезянская шлюзовая система — единственная в стране из сохранившихся деревянных. Она-то и поддерживала должный уровень воды, чтобы она оставалась судоходной. Стали ходить специальные баржи-тезянки, подчас на конной тяге . А шлюзы хоть и были деревянными, но потребовали капремонта лишь однажды, в 1930-е годы. Первый шлюз расположен у села Сергеево, второй — деревня Польки, третий — село Хотимль, четвёртый — посёлок Холуй, пятый — на устье.
Однако час Тезы закатился в 1990-е годы. Судоходство исчезло, шлюзы забросили. В 1994 году паводок разрушил 3-й шлюз у села Хотимль. В результате река обмелела.
В 2005 году разработали программу «Теза-2010», по которой должны были восстановить судоходство. В результате деревянными остались второй и пятый шлюзы, остальные были либо продублированы, либо полностью заменены на железобетонные плотины.
В Шуе через Тезы перекинуто два автомобильных моста, главный Октябрьский и на южной окраине — Лихушинский. Плюс севернее Октябрьского есть пешеходный Посылинский мост и Заводские (Воздвиженские) лавы у самого центра. Октябрьский мост строили по проекту Павла Щусева в 1927-29 годах. Не путать с Алексеем Щусевым, автором Мавзолея. Сейчас Октябрьский мост сдвоенный. Есть автомобильный, а рядом широченный пешеходный с отличным видами на Тезу и на оба берега.
Церковь Илии Пророка
Фабричное правобережье носит очевидное название — Заречье. Оно начинает активно застраиваться во второй половине XIX века вместе с запуском текстильных фабрик. Зачем на другом берегу? По одной из версий, чтобы не дышать смрадом из труб, по другой — фабрикам нужен был короткий доступ к воде, а левый берег был полностью обжитым. Сейчас это выглядит каким-то противостоянием краснокирпичных мануфактур на одном берегу и белых церквей на другом.
Итак, Заречье встречает Ильинской церковью. Место под церковь определили ещё на генеральном плане 1834 года, но построили в 1880 году сначала деревянную часовню, а на год позже и нынешнюю. Правда храм оставался кирпичным, неоштукатуренным, под стать затезинским фабрикам. Да и колокольня при нём оставалась деревянной, но с пятью колоколами. К 1910-м годам храм приобрёл современный вид.
Ильинская церковь служила подворьем Николо-Шартомского монастыря. В советское время в ней был открыт фабричный клуб «Безбожник» при фабрике «Шуйский пролетарий».
Площадь Революции (Ильинская)
За ней находится отреставрированная площадь Революции (прежде — Ильинская). Сейчас вообще по всей Ивановщине тратят деньги и делают крутые общественные пространства: Лежнево, Тейково, Гаврилов Посад.
Северную сторону площади закрывает фасад Шуйской прядильно-ткацкой фабрики «Шуйский пролетарий». Фасад главного корпуса фабрики действительно выглядит как недостроенный собор в стиле балтийской готики, и он произвёл на меня потрясающее впечатление. Ивановщина вообще богата на подобную промышленную архитектуру. Она встречается не только в самом Иванове или Шуе, но и, например, в заштатной Юже.
Основал ситце-печатную фабрику в 1860 году Н. Л. Калужский. В 1878 её выкупает Михаил Алексеевич Павлов (ударение, кажется, на второй слог). Новый владелец разворачивает производство, открывает сначала бумаго-ткацкое, а потом и прядильное производства. После двух пожаров отстраивает напротив пожарное депо. Носит она название «Товарищество Шуйской Мануфактуры».
Фабрика была каких-то циклопических размеров. Интересно, что несмотря на стереотипы, здесь в подавляюшем большинстве работали мужчины. А девушки только незамужние, а потом обрастали детьми и домашним хозяйством.
Отличием Шуи от других ивановских городов было то, что фабриканты не строили для рабочих жильё, и те жили либо в собственных домах, либо на съёмных квартирах. Этим и объясняется огромный частный сектор в городе до сих пор.
Однако и тут есть рабочий посёлок Арсеневка. Назван он так по партийной кличке Фрунзе – Арсений, который является главным партийным святым для города.
Арсеневка интересна тем, что строилась по принципам города-сада Эбенезера Горварда.
Есть полностью кирпичные дома (для начальства), а есть с деревянными флигелями или вторыми этажами. Сейчас некоторые из зданий обшили сайдингом, так что Посёлок Арсения частично утратил краснокирпичную романтику.
Через дорогу от фабрики стоит особняк А.М. Ермилова в стиле модерн. Одно время в нём жил директор фабрики. Новый владелец планирует переделать здание под мини-отель с рестораном.
Кстати, с Октябрьского моста видна ещё одна мануфактура, точнее её трубы — «Шуйские ситцы».
Напротив площади Революции вот такая приятная автобусная остановка, совмещённая с платным туалетом.