Ярославово Дворище и Торг
Если на левом берегу Волхова стоит новгородский Детинец, то правый берег противопоставляет ему Ярославово Дворище. Легенда приписывает его основание Ярославу Мудрому в его новгородский период княжения. Это не противоречит документам. Впервые Дворище под именем «Княжого двора» упоминается за 1113 год в связи с постройкой храма Николы (главного соперника Святой Софии), а уж под нынешним название начинает фигурировать с 1208 года.
Идут споры, на каком же берегу Волхова жил князь Ярослав? В новгородской летописи XVII века написано так: «великий князь Ярослав жил на Торговой стороне близ реки Волхова, где ныне церковь каменна Николая чудотворца, яже и доныне словет Ярославле дворище».
Аркада Гостиного Двора
Если наблюдать панораму Ярославова Городища от Детинца (кремля), то самым броским строением выступит белая аркада. Что это? Акведук-новодел как результат одного из советских экспериментов? Или такой мемориал павшим воинам в Великую Отечественную? Недоумение остаётся неразрешённым.
Лишь много после замечаешь за белым непонятно-чем-на-многих-ножках много церквей. Толком их разглядеть не получается – мешает аркада, но создаётся впечатление, будто их натаскали сюда со всей Новгородщины и побросали без всякого порядка.
Однако панорамой продолжаешь любоваться. Мне кажется, для русского взгляда просто необходим горизонт, и чтобы его спокойная линия прерывалась лишь далёкими колоколенками и ослепительными куполами, как будто подражающие – а иные дерзкие и передразнивающие – само солнце. Может быть Русь заканчивается там, где не стоят эти колокольни и эти купола?
Вид на Ярославово Дворище такой эффект создаёт, а в качестве какого-то супрематизма от Кандинского по этой картине пробегает белая аркада.
И лишь основательно порывшись в интернете, я наконец понял, что это за белая кракозябра! Это аркада гостиного двора. Единственное, что уцелело от центра новгородского купечества. Интересно, что последними всегда падают колонны! Достаточно вспомнить древнегреческие и римские руины. Гостиный двор же выглядел, как и многие другие на Руси. Целые образцы можно найти, например, в Санкт-Петербурге и в Ростове Великом. Схожей архитектурой обладают Торговые ряды в Костроме.
Собственно говоря, разобрали целый городской квартал, оставив лишь храмы, а потому они и выглядят разбросанными в чистом поле.
Церковь Георгия на Торгу
Это строение молодое для Новгорода: конец XVII – начало XVIII веков, и лишь фундамент относят к XIV веку. Чего-то действительно интересного мне рассказать нечего.
Успенская церковь
На этой фотке представлены основные достопримечательности, которые уцелели за столько столетий от Торговой Стороны. Они выглядят просто натасканными отовсюду, но на самом деле все эти храмы были окружены деревянными постройками.
Самой правой является Успенская церковь, правее по центру фотографии стоит Церковь Параскевы Пятницы, сложенной из красного кирпича. За ней пятиглавый Собор Николая Чудотворца, самой правая — это колокольня. Ещё двух церковок с нашего ракурса не видно.
Такое количество храмов на одном поле позволяет безошибочно выделить новгородскую школу церковного зодчества. Это всегда небольшие строения-«домики», квадратные в плане с двускатной крышей и одним куполом. Часто купол заметно меньше, чем в московской школе, что приближает их в суздальским.
Лучшие образчики новгородской школы находятся не на Ярославовом Дворище, но в городской черте (Церковь Преображения в Ильине и Петропавловская церковь в Кожевниках), зато здесь присутствуют вариации. Кто-то играет, например, приделами.
Первой всегда бросается в глаза Церковь Параскевы Пятницы, просто потому что она краснокирпичная, а остальные оштукатурены белым.
Церковь Параскевы Пятницы
Характерная для Новгорода архитектура: небольшой кубообразный храм с одной маковкой. Перестраивалась великое множество раз, однако историки утверждают, что она сохранила узнаваемость с 1207 года.
Чужеродностью для новгородской школы была пристройка приделов, скрывающих строгие и изящные очертания, однако существуют сведения, что Параскева-Пятница строилась не по новгородским канонам, а по смоленским, повторяя достаточно точно не дошедшую до наших дней княжескую церковь Архангела Михаила на Смядыни.
Здание состоит из Воротной башни Гостиного двора (от которого уцелела аркада) и собственно колокольни. Чаще используются названия Колокольни или Ярославовой башни.
Самым интересным её названием является Гридница! Так называлось помещение, в котором находилась княжеская дружина. Вполне вероятно, именно это название выдаёт функцию, для чего Ярославова Башня была построена. Сначала я подумал, что это след от исчезнувшего новгородского языка, но оказалось не так! Слово гридница использовалось и в Древнем Киеве.
И всё-таки ответом Торговой стороны Детинцу является Никольский собор, и только он может составить пару Софийскому собору. Его древность внушает – 1113 год! Он строился в те времена, когда Новгород имел все шансы стать столицей Севернорусского государства с собственным, не похожим на наш, язык.
Его пятиглавие и сложная система крыш и приделов явно подражает Софии, а через неё и киевской архитектуре.
В 1508 году сгорела её деревянная предшественница, а уже в 1510 году выстроили храм, который мы можем видеть сейчас. Спонсором и заказчиком выступил Иван Сырков, знаменитый новгородский и московский купец тех лет.
Типичный новгородский стиль! Выстроена Дмитрием Ивановичем Сырковым, может быть, сыном того, который выступил заказчиком для Церкви жён-мироносиц.
Ганзейский знак
19 июня 2009 года на территории Ярославова Дворища установили ганзейский знак, так как Великий Новгород вошёл в Новый Ганзейский Союз. Это накладывает на город какие-то правила и ограничения, но я очень слабо представляю какие.
Сам знак представляет собой два корабля, у которых вместо мачт выросли деревья и чьи кроны уже навеки сплелись. Посыл символа понятен: торговые сделки должны быть нерушимыми, и торговля всех обогащает и ведёт к процветанию, но исторический контекст символа отнюдь не так радужен – корабль с майским деревом вместо мачты обозначал корабль дураков.
Что такое Ганза? Это торговый союз городов в северной Европе (но была контора и в Венеции), протянувшийся от Лондона до Новгорода, охватывая Северное и Балтийские моря и впадающие в них реки. Опирались вольные имперские города не столько на силу взаимовыгодной торговли, сколько на рыцарские города. В лучшие времена в Ганзу входило около 130 городов, но заправлял всем этим Любек. Решения ганзетагов (то есть советов на местах) обычно начинались так: «Ганза и Любек постановляют…». Любек настолько разбогател на ганзейской торговле, что магистрату города пришлось издать закон об ограничении съеденных марципанов в день.
В прошлые времена, вопреки распространённому мнению, Новгород не входил в состав ганзейского союза. Но в 1391 году между ганзейскими городами – Ригой, Дерптом (Тарту) и Ревелем (Таллином) – с одной стороны и русскими Псковом и Новгородом с другой был подписан «вечный мир». Торговля велась как к югу от Псковского озера через Дерпт, так и к северу от Чудского через Нарву.
Здесь, на Ярославовом дворище, была построена ганзейская контора.