Спасский холм и Георгиевская улица
Как и всякий другой уважающий себя город Владимир имеет собственный арбат. Пешеходный, со скульптурами — всё, как полагается. Но в отличие от других Георгиевская улица не прямая, а изогнута в форму подковы. Она начинает от Большой Московской, изгибается в сторону Спасской и опять выходит на Большую Московскую же. Своё название получила по церкви, посвящённой Святому Георгию.
Но начнём мы чуть севернее, с обзорной площадки на Спасском холме.
Спасский Холм
Золотые Ворота вместе в Козловым Валом располагаются на Спасском Холме, названном так по Спасской церкви. Конкретно так называется обзорная площадка с памятником владимирской вишне в центре. Обзорка ограничена Козловым Валом с Водонапорной Башней с одной стороны и Спасской церковью с другой. От площадки открывается шикарный вид на окрестности: Клязьму, Мещёру, Ополье, а также на Патриаршие сады.
Смотровую площадку обустроили в 2014 году ко Дню города.
Водонапорная Башня
Водонапорные башни на территории России зачастую являются интересными архитектурными решениями. Не стала исключением из владимирская. Её построили в 1912 году по проекту Сергея Жарова. Несколькими годами позже он построит Троицкую церковь около Золотых Ворот. Оба здания Жаров построил в неорусском стиле и оба из красного кирпича. О неорусском стиле башни нам говорят сандрики над окнами и машикули на втором ярусе окон и над третьим. Интересно и то, что в плане водонапорная башня имеет форму цистерны.
На самом деле, это — вторая версия башни, а первую построил Карл Дилль, немецкий гидротехник, в 1868 году. По его первому плану водонапорную технику решили расположить в помещениях надвратной церкви. Однако из-за гибели нескольких рабочих было решено не использовать древнее сооружение, а построить новое здание. Его построили там же, где стоит и нынешняя.
Однако уже к 1950-х годам она утратила свою утилитарную функцию, но архитектуру не стали сносить, а отдали под музей в 1971 году. Да, внутри привлекающей внимание Водонапорной Башни сейчас располагается музей «Старый Владимир». Некоторые считают, что его экспозиция — лучшая во всём городе, но мы туда не попали. Тут можно увидеть интерьеры купеческих, церковных, трактирных и мещанских комнат. А с четвёртого этажа открывается великолепная панорама на город.
Так, «Старый Владимир» стал первым в мире музее, открытым в здании водонапорной башни.
Режим работы музея
Пн. — Пт. — 10.00 — 17.30;
Сб. — 10.00 — 18.30;
Вс. — 10.00 — 17.30.
Стоимость билета
Билет стоит 100 — 150 ₽. Можно оплатить картой.
Комплекс Спасской и Никольской церквей
Никольская и Спасская церкви расположены так близко друг к другу, что с первого взгляда и не поймёшь, что это два храма, а не один. Собственно, они и являются едиными комплексом.
Церкви стоят на том месте, где располагался двор Андрея Боголюбского в 1164 году. По его указу построили белокаменную Спасскую церковь. В дальнейшем комплекс стал Спасским Златовратским монастырём, просуществовавшим до 1764 года. Древняя Спасская церковь сгорела в 1778 году, и на её фундаменте построили другую, кирпичную. Археолог Н. Воронин, который подробно интересовался этим вопросом, говорит, что первоначальная церковь была похожа на церковь Покрова на Нерли или Дмитриевский собор. То есть небольшой четырёхстолпный крестовокупольный с барабаном храм.
Новая Спасская церковь лишь очень приблизительно напоминает древнее владимирское зодчество. Например, членением лопатками на прясла фасадов. А вот верхняя часть храма не оставляет сомнения, что перед нами барокко. Узенький и высокий барабан-восьмерик, поднимающий золотой купол над зелёной крышей, в межоконных пространствах разукрашен лепниной.
Совсем другое впечатление производит маленькая церковь Николы с чёрной луковкой-куполом. Она кажется древнее и строже. Дата постройки Николы не сохранилась, но архитектурный стиль узорочья подсказывает нам, что это вторая половина XVII века. Это и кокошники, и фриз, и резной наличник окна. Церковь Николы является прекрасным образцом архитектурной пластики.
Завершает ансамбль бывшего монастыря башнеобразная колокольня, придающая комплексу оборонительный характер.
Владимирская вишня
Черешчатый дуб
Георгиевская улица начинается с инсталляции, посвящённой дубу черешчатому. Оформлена она по типу Лукоморья, а потому кажется детской и несерьёзной.
Что такое черешчатый дуб? Это значит лишь, говоря простыми словами, что его листьев более длинная ножка. Он широко распространён по всей Владимирщине, а на юго-западе региона даже сохранилась реликтовая дубрава с ним.
Конкретно этому черешчатому дубу уже 110 лет на 2022 год. Его высота 18 метров, а диаметр ствола 1,5 метра.
Спасская улица
Колонка
Как я понял, была тут чуть ли не всегда, но после реконструкции улицы колонку заменили на нынешнюю. Однако колонка всё равно работает. Её неё можно попить или умыться.
Скульптура пожарного
Скульптура пожарного. Если покачать рычаг, то польётся вода.
Пожарная часть
Таможенный столб
В XII-XIII веках на Руси появляются таможенные заставы. Считается, что тогда была сделана первая попытка упорядочить строительство дорог, установку указателей и пограничных столбов. Не понятно только, зачем его нужно было устанавливать здесь. Кстати, установили его 17 июня 2016 года на День города.
Шалопай
Мы видим скульптуру шалопая. Она установлена на Георгиевской улице, потому что некогда район от Соборной площади до Золотых ворот назывался Шалопаевкой. По отношению к Большой Московской улице Георгиевка была «задворками» и здесь были торговые ряды. Как-никак самый крупный город на маршруте тороватых Москвы и Нижнего Новгорода. И среди торговых рядов промышляли мальчишки-шалопаи. Думаю, примерно того же типажа, что и герои «Республики «ШКИД».
Шпик
Скульптура шпика. Разумеется, что за шалопаями на здешних торговых рядах, за ними всегда охотились филёры. Обе скульптуры делал владимирский скульптор Владимир Черноглазов.
Георгиевская церковь
Храм был основан в 1129 году Юрием Долгоруким. Великий князь основал его в честь своего ангела. Первая белокаменная церковь была построена в 1157 году уже при дворе Андрея Боголюбского.
Однако в 1778 году она сгорела. Нынешнюю Георгиевскую церковь построили в 1783-84 годах на фундаменте прежней. Это нарядная барочная постройка. На основном почти что равностороннем двухсветном (два яруса окон) четверике установлено два восьмерика. В нижнем тоже есть восемь окон. Венчается, как и положено для владимиро-суздальской школы, маленькой луковичкой.
В холодном приделе церкви находятся усыпальницы Феодосии Мстиславны (матери Александра Невского) и Фёдора Ярославовича (его брата).
Кузница Бородиных
Раньше, как я понял, в мастерской художественной ковки размещалась аптечная лаборатория, о которой ниже.
Табличка рядом со скульптурой гласит, что работа называется «Художник на пленэре». И представляет собой собирательный образ художника и поставлен в честь Владимирской школы живописи. Её основоположниками являются Ким Бритов, Владимир Юкин и Валерий Кокурин. Кстати, и прототипом для скульптуры стал Кокурин.
Изначально трое художников составляли группировку «Владимирская пейзажная живопись». Они действительно рисовали владимирские пейзажи. Иногда в стиле импрессионизма, иногда в экспрессионизме, а иногда даже в постимпрессионизме. И всё-таки это экспрессионизм, и в их картинах настроение передаётся красками и фактурой при чётко подавляемых линиях и формах. Не зря же все трое считали себя продолжателями Грабаря.
А вот, что бронзовый художник нарисовал. Видимо, он вдохновенно рисует ту потрясающую панораму, которая открывается отсюда на Соборную площадь.
Старая аптека
В этом здании в 1805 году была открыта казённая аптека. Управляющим в ней был назначен московский немец Христофор Калкау. Первая в городе. До того была частная, и она принадлежала всё тому же Калкау. Аптека тут закрылась аж в 2007 году, а с 2017 года открыли музей аптекарского дела.
Думаю, что не последнюю роль в её известности сыграла её архитектура. Нижний цокольный этаж каменный, а верхний — деревянный. Так любили строить московские немцы, жившие на Немецкой слободе. До сих пор, если побродить по улочкам, вокруг метро «Бауманская», можно натолкнуться на подобные дома.
Однако ни у одного из них не будет такого полукруглого фасада. В этом есть что-то от протестантского аскетизма.
В дальнейшем, здание использовалось и как аптека, и под другие нужды. В советский период здесь была аптека N1. Сейчас верхний этаж используется в качестве художественной мастерской Бородиных.
Вот у входа в Старую Аптеку стоит аптечник. Он продаёт вразнос какие-то лекарства. Ещё одно творение Бородиных. Вполне возможно, что изображён Христофор Калкау. Так нынешние хозяева Старой Аптеки изобразили её первого владельца. Но сами владимирцы называют скульптуру «Аптекарь с пузырьком боярышника».