Золотые Ворота, Козлов Вал и Большая Московская улица
Несмотря на всю шедевральность Успенского и Дмитриевского соборов, всё-таки именно Золотые Ворота стали символом Владимира. И вместе с двумя соборами входит в число Белокаменных памятников Владимира и Суздаля домонгольского периода. Не зря же они с 1992 года входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Их построили в 1164 году при правлении Андрея Боголюбского, который перенёс столицу княжества из Суздаля во Владимир.
Вообще тогда в город вело семь входных ворот. Помимо Золотых были Серебряные, Медные, Иринины (Оринины), Ивановские, Торговые и Волжские. Из всех сохранились только Золотые. Остаётся только догадываться, что мы потеряли. Золотые вели в ту часть города, где жили только князья и бояре.
Однако следует иметь ввиду, что только Золотые использовались, как триумфальные. Отсюда логично предположить, что они были самыми красивыми. Или самыми значимыми. Правда круглые башенки по углам, которые придают воротам вид барбакана, пристроили уже в XVII веке.
Когда стоишь около них, понимаешь, что они легко справлялись со своей оборонительной функцией. К ним вплотную были насыпаны земляные валы со рвами перед ними. Нам это легко представить, потому что Козлов Вал сохранился, и лишь отстаёт от Золотых Ворот на ширину автомобильной дороги. Валы срыли при правлении Екатерины II, но императрица приказала сохранить их.
В 1238 году хан Батый осаждал Владимир, но его отбили как раз у Золотых ворот. Но он вошёл всё-таки в город, войдя через пролом в деревянной крепости. И уже тогда они сняли дубовые золота, облицованные золочённой медью. Есть легенда, что они утонули в Клязьме по пути в Орду.
Вообще, сюжет украденных ворот нет-нет да встречается. Например, ворота Пятницких ворот, которые украла Марина Мнишек в Коломне.
Над воротами возвели церковь Положения риз Богородицы. Сейчас в надвратной церкви находится военно-исторический музей. В экспозиции представлены кольчуги, польский трофейный арбалет, трофейное же турецкое оружие, знамёна и другое. Есть и диорама «Решающий штурм Владимира войсками хана Батыя».
Большая Московская улица
Главная улица города. Пронизывает город насквозь и, по сути, соединяет Москву и Нижний Новгород. Часть знаменитой Владимирки, Владимирского Тракта. Собственно Большой Московской улицей называет часть пути от Золотых ворот до Большой Нижегородской. До XIX века обе улицы назывались Большой. До Золотых ворот Владимирка называется Дворянской — Студёной Горой — проспект Ленина — Московское шоссе. С 1919 по 1999 годы она называлась улицей III Интернационала.
Троицкая церковь
Троицкая церковь была построена в 1913-16 годах Сергеем Жаровым в неорусском (русско-византийском) стиле. Кирпич для постройки он заказал на местном заводе Студзицкого, и складывали их так называемой крестовой кладкой. Построил он её с отличной акустикой, а потому в наши дни по вечерам в ней проводят камерные концерты хоровой музыки.
Строили на месте деревянной Казанской церкви, которая принадлежала ямской слободе. После пожара 178 года слободу перенести за черту города.
Церковь сразу строили для старообрядцев и на деньги общины, которая приобрела этот участок земли, в псевдорусском стиле. Такое стало возможно лишь после указа о веротерпимости в 1905 году. Тем более, что её строительство приурочили к 300-летию царствования Романовых. Сами владимирцы предпочитают называть её проще — «Красная церковь». Для Владимира с белокаменными красавцами храм действительно выглядит уникальным.
За Красной церковью находится Театральная площадь. На неё выходит Владимирский академический театр драмы им. Луначарского. Перед ним светомузыкальный фонтан и скульптура Актёры.
За театром на улице Гоголя стоит польский костёл Святого Розария Пречистой Девы Марии. Его построили в конце XIX века на средства католической общины, и не снесли его только потому что его колокольня использовалась для радиотрансляции. Естественно, что внутри есть орган и проходят концерты классической музыки.
Была рядом ещё и немецкая кирха, но её снесли.
Музей хрусталя
С мая 1974 года помещения Троицкой церкви отданы музею «Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка».
Не трудно догадаться, что хрусталь привезён из владимирского городка Гусь-Хрустальный, расположенного на юго-западе Области. На границе с Рязанщиной.
Лаковые миниатюры — это работа мастеров из села Мстёра. Оно тоже расположено во Владимирской области, но на востоке, в соседстве с Нижним Новгородом. Мстёра как раз и прославилось такими миниатюрами.
Наконец, третья часть экспозиции представлена вышивкой. Во-первых, это местные, владимирские, работы. Так называемый «владимирский шов». Во-вторых, он разбавляется «мстёринской гладью». То есть пока мужчины села Мстёра рисовали миниатюры, женщины вязали.
На первом этаже церкви-музея есть сувенирный магазинчик, в котором можно приобрести тот же хрусталь. Но и цены в нём туристические.
Режим работы и цены
Ср. — Пн. — 11.00 — 19.00;
последняя среда месяца — санитарный день.
Взрослый билет — 150 рублей;
Студенты, пенсионеры — 75 рублей;
дети — бесплатно.
Информация актуальна на август 2018 года.
Козлов Вал
Из всех крепостных сооружений сохранился лишь Козлов Вал, расположенный к югу от Золотых Ворот. Своё название он получил лишь в XVIII веке, когда в 1713 году вблизи от вала вишнёво-яблоневый сад купил посадский человек Алексей Фёдоров сын Козлов. От его-то имени и пошло нынешнее название.
Сегодня Козлов Вал является исторической достопримечательностью, соединяющей Золотые Ворота и Водонапорную Башню. А зимой используют по назначению, то есть детки катаются на санках и ледянках.
К северу от Золотых Ворот стоит Учебный корпус № 8 ВлГУ (Владимирский государственный гуманитарный университет). В прошлом здание было реальным училищем. Оно давало 6-7-летнее среднее образование с техническим уклоном.
Построил П.А. Виноградов в 1908 году в стиле модерн на месте деревянного городского театра.
Перед зданием установлен памятник революционеру П. И. Лебедеву-Полянскому.
Велосипед
Мальчик с рогаткой
Музей ложки
Пятницкая церковь на Пятницкой Горке