ЖД вокзал и залив Большой Ковш (Салакка-Лахти)
Железнодорожный вокзал
Первое, что вы увидите, приехав в город, будет железнодорожный вокзал. Это совсем обычный вокзал, выстроенный в стиле сталинского ампира. Такие послевоенные вокзалы построили практически в каждом крупном городе Черноземья. Выборгский проектировали и строили в 1953 году по чертежам А. В. Васильева, Д. С. Гольдгора, С. Б. Сперанского и А. Н. Беркова.
Гораздо больший интерес вызывает предыдущий вокзал, построенный в стиле финского модерна. Его возвели в 1913 году архитекторы Элиэль Сааринен и Герман Гезелиус. Сааринен к тому времени только закончил участие в строительстве хельсинкского вокзала. Потому и не удивительно, что оба вокзала были очень похожи. Собственно, представить, каким он был, достаточно просто — надо приехать на центральный хельсинский вокзал.
Большим отличием выборгского вокзала от хельсинского является то, что в финской столице по бокам у главного входа поставили две фигуры мужских атлетов, то в Выборге четыре статуи медведей.
Финскую версию вокзала взорвали отступающие советские войска 22 октября 1942 года во время Советско-финнской войны.
Напротив находится помпёзное и подавляющее угловое здание, выстроенное в 1959 году в сталинском ампире. В нём ращмещался валютный магазин «Берёзка» и Выборгская таможня.
Дворец Пиетинена (Пиетенена)
Перед сталинкой есть Треугольный сквер, а с другой стороны на него выходит шедевр северного модерна – дворец Пиетинена (Pietisen talo/ Pietisen palatsi). В последнее время он известен как АО «Ойкос».
Построили его в 1908 году архитекторы Б. Юнг и О. Буманссон для мебельного фабриканта М. Пиетинена. Это был один из первых домов в Выборге, который был оснащён лифтами, водопроводом и горячей водой.
На первом этаже располагался мебельный магазин Пиетинена.
Дом имеет два фасада. Один выходит на Ленинградский проспект, второй на Треугольную площадь. Изначально на углу двух фасадов возвышалась двухэтажная башенка, но она не сохранилась во время военных действий 1941 года и не была восстановлена.
Двухфасадность и башенка уже говорит нам о модерне, но ещё больше нам об этом сообщают элементы декора. Их выполнял Армас Линдгрен. Это и гранитные маскароны, и дверные порталы. Главная же арка в дополнение ещё и фланкирована двумя эркерами.
Гостиница «Выборг» («Карельская типография»)
К юго-западу от залива на проспекте Ленина находиться гостиница «Выборг». В прошлом это была «Карельская типография», выпускавшая газету «Карьяла» («Карелия») с 1904 года. К слову сказать, она выходит до сих пор, но уже в Лаппеэнранте.
Само здание построил в 1929 году Уно Ульберг, но уже тогда верхние этажи были отданы под отель «Кнут Поссе». Так звали выборгского коменданта, который по легенде в 1495 году устроил «выборгский гром».
Сад Скульптуры
К востоку от Салакка-Лахти и к югу от железнодорожного вокзала находится Сад Скульптуры. На самом деле, он уже в двух шагах от Красной площади.
Сад был открыт в 1988 году в результате скульптурного симпозиума-пленэра. По традиции все работы, созданные в результате мероприятия, остаоись в городе.
Всего тут установлено девять фигур, а десятая – «Мальчик с кошкой» – стоит на южном берегу Залива.
Оставшиеся девять – это «Волк» В. Димова (показан выше), «Песня» Т. Гулиева, «Отдых» В. Полозова, «Строитель» Л. Сморгона. Все работы сделаны из местного серого гранита.
«Орфей» Ю. Евграфова.
«Поющий камень» С. Асламова.
«Улитана и Отдых у моря» А. Богачёва.
«Кузнец» С. Задорожного.
«Коленопреклонённый» Е. Марышева.
Свято-Ильинский храм
Церковь в честь Пророка Илии была построена в 1796 году по проекту Иоганна Брокмана. Деньги собирали всей православной выборгской общиной. Во время Зимней войны (1939-40 гг.) артиллерия сильно повредили колокольню и крышу самого храма. В 1945 году храм полностью разобрали на стройматериалы. Восстановили в 1996-99 годах.
Помимо самого храма с колокольней восстановили и подворье (белое здание слева).
Особый колорит Ильинской горке придаёт труба котельной, в чём выражается эклектика нашего менталитета.
Залив Большой Ковш (Салакка-Лахти)
Когда вы приедете в Выборг и направитесь в Старого города или уж тем более замка, то этот залив никак не минуете. Более того, вы будете идти по его берегу.
Я не смог найти информацию, почему по-русски он называется Большой Ковш. Однако название отсылает к созвездию Большой Медведицы и настраивает на романтический лад.
По-фински он называет Салакка-Лахти (Salakkalahti), то есть Уклейковый залив. По-видимому по виду рыбы, которая тут водилась в изобилии.
Раньше Большой Ковш намного сильнее вдавался вглубь земли и доходил до территории современной Красной площади. Однако промышленные нужды, например, прокладка железной дороги в Финляндию, привела к засыпанию части Салакки-Лахти.
Если чуть-чуть проникнуться этой мыслью, то понимаешь, что Выборг был практически островом. Причём островом неприступным. С севера его защищал замок, а с юга фортификации. Руины фортификаций до сих пор остались и при желании их можно осмотреть.
Всю историю историю Салакка-Лахти использовался в качестве гавани для кораблей. Среди суши, здесь всё же меньше ветра, чем в открытых водах Балтики.
Зимами на льду Большого Ковша устраивали каток.
Теплоход-гостиница «Короленко»
Пожалуй, что это самая интересная гостиница во всём Выборге. Вам представляется возможность на самом настоящем советском пассажирской теплоходе 1955 года выпуска. Старичка списали и поставили на вечный прикол в Защитной бухте.
Этот теплоход стал последним судном, который приняла Северная Гавань. После этого пристань разобрали и разбили вокруг залива парк.
На этом романтика заканчивается, и начинаются неудобства. Например, жить вам придётся в каюте без удобств, то есть в туалет и в душ бегать в конец коридора. Вроде как уже не хостел, но ещё и не гостиница! Считается самым дешёвым отелем в городе.
Романтично и бюджетно!
Однако 31 июля 2017 года после дня ВМФ судно сгорело.
Помимо теплохода «Короленко» всё на том же северном берегу Салакки, на месте бывшего пирса, расположена советская гостиница «Дружба» с прекрасным видом на выборгский замок.
И рядом же находится главная достопримечательность Большого Ковша.
Драккары викингов
Вот так выглядели самые настоящие драккары викингов. Это с них спрыгивали неистовые северные воины на побережья Англии и даже самой Сицилии и держали в страхе пол-Европы. Примерно такие же корабли мы можем наблюдать в сериале «Викинги».
Конкретно эти два драккара изготовили в 2009 году на смену уже почерневшим и износившимся от непогоды ладьям, которые в свою очередь сделали в 1984 году для фильма «И на камнях растут цветы». За образец брали конкретный Гокстадский корабль (норвежский Gokstadskipet), выставленный в Музее драккаров (Vikingskipshuset på Bygdøy) в Осло.
Нечто подобное, но только с галеоном, есть в порту Генуи.
Скульптура «Мальчик с кошкой»
«Мальчик с кошкой» работы Льва Амбарцумовича Бейбутяна был создан в 1988 году в результате скульптурного симпозиума в 1988 и установлен на месте утраченного «Юного рыбака».