Техника сграффито — трёхмерный цвет

Дом "У Минуты", Староместская площадь, Прага

Дом «У Минуты» на Староместской площади в Праге

Фасады домов, расписанных в технике сграффито, легко узнаются, так как их рисунки всегда ярки и контрастны. Однако иногда им украшают и внутренние стены.

Росписи Феофана Грека, Великий Новгород

Росписи Феофана Грека в Великом Новгороде

По истории вопроса. Сграффито — это одно из возможных развитий фресок. Так что его прообразы можно найти, например, в равеннских храмах или даже на осколках Древней Руси. Собственно оно и зарождается в эпоху Возрождения, когда вспыхивает интерес ко всему античному. Вторая волна ожидаемо приходится на период неоренессанса.

Техника заключается в том, что на стену наносят два разноцветных слоя окрашенной гипсовой штукатурки. Толщина слоёв может колебаться от долей миллиметра до одного сантиметра. А потом верхний, ещё влажный слой, в нужных местах, как того требует рисунок, снимают методом соскоба — «процарапывают».

Изображение получается рельефным не только благодаря контрастным краскам, но и за счёт послойности.

Шторхов дом, южная сторона Староместской площади, Прага

Шторхов дом на южной стороне Староместской площади в Праге

Интересно, что в период Возрождения просто клали бесцветные слои штукатурки, а когда вскрывали верхний слой, то нижний окрашивали тонкоизмельчённым углём или золой из соломы.

Если же мастер поступал наоборот, и окрашивал в тёмный верхний слой, а нижний оставлял светлым, то такое изображение называли контрсграффито.

Другие мастера шли другим путём и ничего не окрашивали, а просто процарапывали рисунок. Цветовой контраст делал уже ветер. И это очень оригинально, на мой вкус.

Фасад пльзеньской ратуши

Фасад ратуши в Пльзене