Венеция — Сестьере Сан-Поло

Сестьере Сан-Поло — это один из шести исторических районов Венеции. Находится на правом берегу Гран Канале между районами (сестьере) Сан-Марко и Санта-Кроче.

Сан-Джакомо-ди-Риальто

Сан-Джакомо-ди-Риальто, сестьере Сан-Поло, Венеция

Сан-Джакомо-ди-Риальто, сестьере Сан-Поло, Венеция

Считается, что церковь Святого Иакова у Риальто (San Giacomo di Rialto) — это самая старая церковь города. Сами венецианцы называют её Сан-Джакомето (San Giacometo).

Существует даже легенда, что она была заложена 5 марта 421 года в честь основания Венеции. Церковь закладывал плотник по имени Кандиото (по другой версии — Эутинопо). Он захотел посвятить храм Святому Иакову, не смотря на то, что в тот день было Благовещение. И именно поэтому вскоре первая версия церкви была уничтожена пожаром. Однако первое письменное упоминание о Сан-Джакомо датируется 1152 годом. Современная церковь, естественно не было построена ни в 1152 году, ни тем более раньше.

Это версия 1601 года, когда дож Марино Гримани приказал привести храм в порядок после очередного пожара. Тогда же у неё приподняли пол, чтобы избежать наводнений. Но по архитектурному стилю церковь была выстроена раньше — так как это чистая венецианская готика с сильным влиянием Византии.

Фасад Сан-Джакомо-ди-Риальто, Венеция

Фасад Сан-Джакомо-ди-Риальто, Венеция

Внимание Святой Иаков привлекает своим необычным фасадом , украшенный огромным циферблатом. Это — древние часы, сделанные ещё в XV веке. Их особенность заключается в том, что циферблат поделён не на 12 частей, а на 24, да ещё у часов всего лишь одна стрелка. Всё это делало часы неудобными в определении времени, но 500 лет назад ими активно пользовались торговцы на площади. А здесь, перед Сан-Джакомо, располагался рынок Риальто. У торговцев разным товаром были разные алтари и они молились разным святым ради удачных сделок. Здесь же, в XV веке открылся первый венецианский банк.

Необычным являются и большие круглые и полукруглые окна, через которые во внутреннее пространство проникает много света. Наконец, колокола подвешены не на отдельно стоящей кампанилле, как это принято повсеместно в Венеции, а на звоннице, венчающей храм в виде щипца. Всё это является влиянием византийского зодчества.

Портик перед фасадом является самым поздним образцом готической архитектуры в Венеции.

На небольшой площади перед Сан-Джакомо есть статуя, которую называют «Горбуном» (Gobbo di Rialto). Это небольшая гранитная статуя, сделанная в XVI веке. «Горбун» знаменит тем, что раньше у него зачитывались указы, а граждане, недовольные действиями какого-либо либо дворянина, вывешивали на нём памфлеты.

Палаццо-дей-Дьечи-Сави

Улица Ruga degli Oresi, слева - Сан-Джакомо-ди-Риальто, справа - Palazzo dei Dieci Savi, Венеция

Улица Ruga degli Oresi, слева — Сан-Джакомо-ди-Риальто, справа — Palazzo dei Dieci Savi, Венеция

Справа от Сан-Джакомо стоит Палаццо-дей-Дьечи-Сави (Palazzo dei Dieci Savi), то есть Дворец Десяти Мудрецов.  Такое интересное название здание получило из-за одноимённого венецианского совета, который тут заседал и заведовал финансами Венецианской республики. Длинным фасадом палаццо вытянуто вдоль ruga degli Oresi, а короткий выходит на Большой Канал. Длинная сторона состоит 37 арок, составляя типичную для Италии галерею. Крестовые своды галереи покрыты хорошо сохранившимися фресками.

Построил его архитектор Антонио Абонди (Antonio Abbondi), который до того уже спроектировал третий этаж знаменитой школы Святого Рокко.

Сейчас аркада перекрыта сувенирными палатками. Сказывается близость к мосту Риальто.

Собор Санта-Мария Глориоза деи Фрари

Собор Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция

Собор Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция

Santa Maria Gloriosa dei Frari — это один из самых значимых храмов Венеции и однозначно самый большой, а его кампанилла по высоте уступает лишь кампанилле Сан-Марко.

Строительство было связано с нарастающей популярностью Франциска Ассизского в итальянских городах. Его последователей называли братьями-миноритами, или просто братьями. Отсюда в названии собора появилось слово frari. Оно является искажённым словом frati — братья.

В 1222 году минориты появляются и в Венеции. Дож Джакопо Тьеполо в 1231 году предоставляет им место для строительства храма на кампо Сан-Поло. Архитектором был выбран Николло Пизано. Однако вскоре храм стал мал для прихожан, и в 1250 году папский легат закладывает камень для нового строительства. Впрочем саму стройку начинают аж в 1330 году, а закончили в 1443 году. Новая готическая церковь стал кафедральным собором для ордена францисканцев.

Апсида церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция

Апсида церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция

По архитектуре храм является обычной базиликой, то есть вытянутым строение, разделёнными двумя рядами колонн на три нефа. Плюс с западной стороны есть трансепт, то есть поперечный неф. Так в плане получается крест. Длина собора составляет 102 метра, ширина — 32 метра, длина трансепта — 48 метров, высота — 28 метров.

Храм выстроен из красного кирпича, а элементы декора делаются белой краской, что соответствует традициям итальянской готики. Впрочем, балтийская готика использует те же цвета. Фронтон (верхняя часть фасада) украшена выступающими пилястрами, выкрашенными в белый цвет. Более того, он увенчивается тремя маленькими башенками, называющимися пинаклями. Создаётся впечатление, что глухая кирпичная стена всё-таки рада кое-кого и иногда видеть внутри себя.

Кампанилла

Кампанилла церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция

Кампанилла церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция

Башня Санты-Марии Глориозы имеет второе место по высоте (70 метров) и уступает только кампанилле Сан-Марко. Её начал строить Якопо Челега, а достроил Пьетро Паоло Челега в 1396 году. То есть она была построена раньше и на протяжении примерно века была самой высокой башней в Венеции. После обрушения кампаниллы Сан-Марко в 1902 году эту решили усилить.

На середине подъёма находятся статуи Мадонны и Франциско Ассизского.

На самой верху кампаниллы есть смотровая площадка.

Интерьер Санта-Марии Глориоза деи Фрари

Сейчас Санта-Мария Глориоза является своеобразной усыпальницей великих венецианцев. Например, Тициана и Кановы.

Надгробие Кановы

Надгробие Кановы, Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция

Надгробие Кановы, Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция

Интересно, что это пирамидальное надгробие спроектировал сам Антонио Канова в 1794 году, но делал его не для себя, а для Тициана. Однако после его смерти в 1822 Академия решила реализовать его для самого маэстро. В проём пирамиды поместили порфировую урну с сердцем Кановы.

Обратим внимание на детали. Бюст Кановы над проёмом обрамлён змеёй, символизирующей вечность. Слева скорбит крылатый лев Венеции о своём великом сыне. Рядом мы видим ангела с перевёрнутым факелом — символ смерти.

Надгробие Тициана, собор Санта-Мария деи Фрари, Венеция

Надгробие Тициана, собор Санта-Мария деи Фрари, Венеция

Церковь и школа Святого Роха

Церковь Сан-Рокко (Святого Роха), Венеция

Церковь Сан-Рокко (Святого Роха), Венеция

Собор Фрари делит кампу вместе со несколькими скуолами и церковью Сан-Рокко. Наличие храма, посвящённому именно ему, было очень важно для Венеции, так как город постоянно страдал от эпидемий чумы, а он, считается, исцелял от такого недуга. Подобно мощам Святого Марка, мощи Святого Роха тоже были похищены, но на этот раз из Франции.

Церковь была выстроена в 1508 в стиле Ренассанса Бартоломео Боном Младщим, представителем известной венецианской архитектурной династии. Однако этого фасад на ней ещё не было. Он появился 1760-х годах под рукой Маккаруцци.

Скуола Гранди ди Сан-Рокко

Скуола ди Сан-Рокко, картина Каналетто, 1735 г.

Скуола ди Сан-Рокко, картина Каналетто, 1735 г.

Но особый интерес представляет скуола Сан-Рокко. В средневековой Венеции скуолами (scuola) назывались вовсе не школы в нашем понимании, а братства или благотворительные организации. Их члены ежегодно делали взносы на определённые нужды.

Братство Святого Роха было зарегистрировано Советом Десяти в 1481 году для оказания благотворительности. Уже в 1515 году братство насчитывало 500 членов и требовалось большое здание. В том же году началось строительство скуолы Сан-Рокко (Scuola Grande di San Rocco). Архитектором наняли Бартоломео Бона, затем его сменил Санте Ломбардо, а заканчивал уже Антонио дель Аббонди, известный как Скарпаньино. Здание достроили в 1549 году. Братство Святого Роха и принадлежит к одной из шести венецианских больших скуол.

Однако известность здание приобрело лишь в росписью потолка второго этажа. В 1564 году братство объявило конкурс. Соревновались Веронезе, Скьявоне, Сальвиати, Цуккари и Тинторетто. Последний выиграл, так как вместо наброска предъявил комиссии готовую картину «Святой Рох во славе».

Целый потолок, исписанный кистью Тинторетто. И это производит очень странное впечатление. Тинторетто, как и любой другой художник-венецианец, очень внимание уделяет оттенкам, у него даже прозвище происходит от итальянского il tinto — краска. Потолок школы — это морская пучина Адриатики, которая смотрит на вас сверху, но вместо морских гадов — библейские сюжеты (есть и про Иону). Головокружения добавляет то, что потолочные картины можно рассматривать через зеркала размером с альбомный лист. Их специально выдают, чтобы не задирать голову.

Другие достопримечательности Венеции

This site is protected by wp-copyrightpro.com

!-- Rating@Mail.ru counter -->