Будайская крепость
Будайская крепость столетиями служила резиденцией венгерских королей. Однако то здание, которое мы видим сейчас, начали строить лишь в 1875 году. Строительство продолжалось почти 40 лет и закончилось лишь в 1912 году.
Сейчас дворец отдан под музеи.
Фонтан «Охота короля Матьяша»
До поездки в Будапешт самое главное, что я хотел увидеть, был, разумеется, Парламент. Неоготика на своём излёте, отражающаяся в водах прекрасного Дуная.
А по возвращении вспоминаю вовсе не его, а будапештские скульптуры. Ни в одном другом городе я не видел настолько живых скульптур! Одной из главных является фонтан «Охота короля Матьяша» (A Mátyás király kút) руки Алайоша Штробля (Strobl Alajos), созданный в 1904 году.
Алайош воплотил поэму Михая Вёрёшмарти (Vörösmarty Mihály) об одном из самых любимых королей Венгрии. Грубо говоря, Петра I мадьярского разлива. В той поэме повествуется о том, как простая девушка Илона однажды встретила в лесу прекрасного охотника и сразу же влюбилась в него. И даже подозревать не могла, что это был её король. Когда она узнала об этом, то поняла, Матьяш никогда не заключит с ней мезальянс, и умерла от неразделённой любви. Вот он — образчик венгерского романтизма!
Штробль самым лучшим образом передал дух романтизма! Вы только посмотрите, как величественно и горделиво приосанился Матьяш Корвин, у его ног лежит поверженный самец-олень. А ведь это очень грозный противник! Можно перечитать у Мориса Дрюона, как погиб Филипп IV Французский от подобного оленя, в книге «Железный король».
Король и олень составляют вершину треугольника.
Другой вершиной (левой нижней) является летописец с борзой и соколом, который первым запишет эту историю и у которого Вёрёшмарти позаимствует сюжет для поэмы и становления венгерского самосознания. А правой нижней как раз выступает девушка Илонка, у которой вьётся молодая лань (ну чем не Белоснежка от Диснея!) Она с любопытством подглядывает за охотником, и скульптор фиксирует тот миг, когда она влюбляется в него. Алайош Штробль показывает нам момент зарождения любви!
Пространство между вершинами заполняется фонтаном, реализованном в виде лесного ручья, у которого расположились на отдых после удачной охоты егеря со сворой борзых. Один из них трубит в рог о том, что олень загнан и охота окончилась.
Это невероятная скульптурная композиция, и во всём Будапеште с ней может поспорить лишь скульптурная композиция «Тысячелетие обретения Родины» на Площади Героев.