Мавзолей (Тюрбе) Гюль Бабы
Гюль Баба, легенды и истории
Гюль Баба (Gül Baba) – это не имя, а прозвище. С турецкого оно переводится, как Отец Роз. Есть народное поверье, что именно благодаря ему венгры узнали о таком цветке, как роза. Но это лишь народная этимология, легенда. Есть версия, что это метафора, отражающая его глубокое понимание Корана.
А может быть искажением от Кел Баба (Kel Baba), то есть Лысый отец.
Вообще же Гюль Баба – это вполне историческая личность. Также известен как Джафар. Родился в городе Мерзифон. Ближайший крупный портовый город – Самсун, стоящий на южном побережье Чёрного моря.
Жил в первой половине XVI века. Был дервишем суфийского ордена Бекташи, то есть занимался духовным наставничеством янычарского корпуса.
Умер он в 1541 году, в год, когда турки завоевали Буду. Дервиши Бекташи сопровождали янычар на битвы и даже участвовали в них сами. Считается, что Гюль Баба сражался деревянным мечом, который принадлежал то ли Али, то ли Зульфикару. Впрочем, деревянный меч кочевал из одной бекташийской легенды в другую. Например, что с помощью этого меча султан Фатих Мехмед завоевал Константинополь.
Однако посетивший Будапешт Ханс Кристиан Андерсен в путевых заметках упоминает, что видел деревянный меч на стене мавзолея.
Есть две версии, как он умер. Согласно первой Гюль Баба скончался прямо во время осады 21 августа. По второй уже после, 2 сентября, когда храм Матьяша превратили в мечеть.
Некоторые источники утверждают, что в похоронах участвовал сам Сулейман Великолепный и даже нёс тело дервиша. А после султан объявил Гюль Бабу святым и покровителем (вали) покорённой Буды.
Правда это или нет, но понятно, что личность Гюль Бабы ставилась на одну высоту с Сулейманом Великолепным. По крайней мере, в народном сознании.
Значит, должны за ним остаться и какие-то подвиги. Например, основание Галатасарайского университета. Один один из лучших вузов в современной Турции. И вот, как это случилось.
Однажды султан Баязид II охотился в окрестностях Галаты. Это азиатское предместье тогда ещё Константинополя. И во время охоты увидел Гюль Бабу, который совершал молитву (намаз) среди розового сада. Потом дервиш показал султану свой сад, тот восхитился им и обещал исполнить любое желание дервиша. Гюль Баба попросил построить тут школу и больницу.
В 1481 году тут построили школу (мектеб).
Тюрбе Гюль Бабы
Похоронили его на Холме роз (Rózsadomb). А спустя несколько лет, между 1543 и 1548 годами, над могилой построили мавзолей. Gül Baba Türbe es Rozsakert, Gül Baba türbeje. Приказ отдал третий паша (бейлербей) Буды Мехмед Джахджапасазаде.
Тюрбе восьмиугольный в плане с неглубоким куполом. А рядом создали обитель для дервишей. Кажется, они называются текие. Надо ли говорить, что вскоре тюрбе стало важным местом мусульманского паломничества (зиярата).
В 1686 году Буду захватили австрийские Габсбурги. Мавзолей передали иезуитам, а те переделали святилище в часовню Святого Иосифа. В 1773 году орден иезуитов упразднили, и мавзолей попал в собственность Яноша Вагнера. Тот предоставлял доступ к святыне мусульманским паломникам из Османской империи.
В 1914 году мавзолей был объявлен национальным памятником Венгрии.
В 1987 году Венгрия и Турция договорились о совместнои финансировании, чтобы построить целый комплекс, включающий в себя мавзолей, мечеть, Исламский центр, библиотеку и музей.
Последняя реконструкция завершилась в 2018 году. Теперь помимо самого мавзолея здесь культурный центр. На его открытии присутствовали Орбан и Эрдоган, то есть первые лица Венгрии и Турции.