Римский Пантеон
Храм Всех Богов – именно так переводится с латыни слово Пантеон. По самой распространённой версии в нём стояли статуи двенадцати основных римских богов. По другой версии, только семи (те, в честь которых названы небесные светила), а восьмой была статуя Цезаря. Есть версии, что здание пантеона просто так называлась в народе, а служило каким-то другим культовым делам.
В общем, от здания просто веет аура духовности, но его корни уже теряются в забвении.
История Пантеона
Считается, что его построил в 27 году до нашей эры Марк Агриппа, родственник императора Августа. Он нанимает Аполлодора Дамасского и указывает на место. Это был округлый бассейн, который – вот насмешка богов! – сильно обгорел во время пожара. Аполлодор решает сохранить округлый план здания и воплощает его в храме. Однако пристраивает вполне классический портик.
Далее в 126 году нашей эры его перестраивает император Андриан, но не очень понятно, что конкретно изменилось в здании.
После императора Константина новая официальная религия захотела разрушить это поганое языческое капище, однако Пантеон от разорения спасает император Фока. В 609 году он передаёт его Папе Римскому Бонифацию IV, который приказывает перенести сюда мощи христианских мучеников и освящается Пантеон как церковь Святой Марии и Мучеников (Santa Maria et Martires). Это случилось 13 мая, который стал отмечаться как День Всех Святых.
Благодаря этому мы и сейчас можем наблюдать самое древнее купольное сооружение в мире.
Постойте! – возразите вы – Мы отмечаем День Всех Святых 1 ноября, сразу после ночи Хэллоуина. И будете правы. В середине VIII века папа Григорий III освятил одну из капелл собора Святого Петра в честь Всех Святых. А так как это случилось 1 ноября, то он и перенёс праздник на эту дату с 13 мая. А потом он наложился на праздник урожая, то есть на Хэллоуин.
Архитектура Пантеона
Портик
Начнём с портика!
На архитраве (балке, лежащей поперёк колонн) содержится латинская надпись, привлекающая к себе внимание. Вот она: «M. AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT». Надпись переводится следующим образом – Марк Агриппа, сын Луция (L[ucius] F[ilius]), избранный консулом трижды, воздвиг это.
На архитраве покоится треугольный фронтон, ныне пустой, но некогда его украшал барельеф, к сожалению, утерянный. Конёк венчался квадригой.
Весь антаблемент поддерживается шестнадцатью колоннами с коринфскими, самыми нарядными, орденами. Хотя я вполне себе представляю этот портик с мужским, скупым дорическим орденом, но он здесь не проходит из-за высоты колонн. Коринфские капители вытесаны из мрамора, а сами колонны – из серого и красного гранита, доставленного в Рим из Египта. Вес каждой из колонн – 60 тонн, высота – 11,9 метров, диаметр – 1,5 метра. Каторжный труд доставить их из нильских каменоломен в западные предгорья Апеннин!
Купол Пантеона
Главной архитектурной ценностью Пантеона является его 44-метровый купол. До него не умели строить купола даже и меньших размеров. Впечатляет и то, что он уже пережил две тысячи лет и не обрушился!
Строительство купола было настоящим прорывом! Во-первых, вместо камней использовали более лёгкие материалы – кирпич, пемзу – которые заливали бетоном. И всё равно, не смотря на «облегчение» купол весит пять тысяч тонн. Чтобы выдержать такую нагрузку Аполлодору Дамасскому пришлось увеличить толщину стен до шести метров. Вес купола не позволил и прорубать окна в стенах. До этого дойдёт только готика, а Пантеон лишь делал возможным путь в равеннскую романику.
Однако не смотря на всё восхищение пантеоновским куполом остаётся открытым вопрос о том, как его изготавливали.
И тут снова вступает в права народная легенда. Якобы при строительстве Пантеон засыпали землёй, что позволило отлить купол на верхушке земляной насыпи. Однако с самого начала Агриппа пошёл на хитрость. Он приказал строителям перемешивать землю с золотыми монетами. Когда Пантеон был закончен, Агриппа сказал, что каждый нашедший монету мог забрать её себе. Через час Пантеон был освобождён от земли.
Окулус
Говорят, что купол стал таким твёрдым, потому что его не стали венчать замком, а оставили 9-метровое отверстие. Оно называется oculus, то есть глаз. Оно интерпретируется как всевидящее око богов/Бога (в зависимости от религии).
Самое лучшее время, когда стоит посетить Пантеон – это полдень солнечного дня. Тогда можно увидеть столп солнечного света, проходящего через отверстие в куполе. И тогда можно увидеть, насколько хорошо освещается храм всего одним-единственным окном в потолке!
Сейчас окулус затянут чем-то вроде полиэтиленовой плёнки, чтобы дождь не попадал внутрь. Но на самом деле, он итак не попадал внутрь. Дело в том, что внутри Пантеона давление всегда больше, чем снаружи, и капли просто «выталкиваются» туда, где более низкое давление, то есть на крышу купола.
Добавлю, что статуи богов стояли в нишах по кругу, а солнечный свет падал на определённую статую в зависимости от времени года. Таким образом всем богам оказывалось равное количество внимания за год.
Ещё интересно прийти в Пантеон во время дождя или даже снега!
Раньше строго под отверстием-оком располагался алтарь, но в христианские времена его передвинули в восточную часть храма.
Существует народная легенда, как появился окулус. Считается, что его прорубили злые духи, когда в храме стали отправлять первую мессу.
Пантеон и поныне официально является католическим храмом, а окулус даже используется для отправления одной из служб. На Пятидесятницу через это отверстие всех присутствующих осыпают лепестками красных роз. Как бы символизируя сошествие Святого Духа на них.
Интерьер Пантеона
Начиная с эпохи Ренессанса в Пантеоне стали делать захоронения знаменитых людей. Так например, здесь лежат останки Рафаэля Санти и король Виктор Эммануил II и его сын Умберто I.
Отсюда и пошла традиция хранить в пантеонах знаменитых людей.
Наследие Пантеона
Сейчас Пантеон является образцом для подражания десятков и сотен зданий по всему миру. Некоторые этого даже не скрывают. Достаточно вспомнить парижский пантеон и туринский пантеон.
Где находится Пантеон
Пантеон находится на Пьяцца-делла-Ротонда в одном из древнейших районов Рима, в Пинье.
Пьяцца делла Ротонда, фонтан и обелиск
Рим – это город площадей и фонтанов, и пускай Пантеон является главной достопримечательностью Пьяцца-делла-Ротонда, осью площади остаётся фонтан, изукрашенный в стиле барокко, а для помпезности сверху на него водрузили древнеегипетский обелиск времён Рамзеса II. Этот фараон правил в 1279-1213 годах до нашей эры. В это время, на минутку, сверкал и блистал Вавилон, а Ниневия ещё не была основана, Афины были глухой рыбацкой деревушкой, а Троя не была разрушена. Этот обелиск старше Ромула и Рема примерно на полтысячи лет!
Есть на этой площади и ещё одно интересное место. Это джелатерия, то есть кафе-мороженое. Продают шарики вкуснейшего мороженого на любой вкус и цвет. Я думал, что эта джелатерия приглянулась только нам, но почитав отзывы других туристов, с удивлением узнал, что она пользуется большой популярностью. Думаю, тут всему виной прекрасный вид на Пантеон.