Соборная площадь
Так как мы ехали на метро, то теоретически мы должны были подняться из метрополитена прямо в центре площади, и прямо перед нами должно было этаким Монбланом и Эльбрусом в одном лице вырасти Белое Чудо – собор! Единственный белый собор! Единственный готический собор по эту сторону Альп!
Но Милан встретил нас по-московски: центральный выход был перекрыт, нам пришлось подниматься через какой-то боковой, со стороны Галереи.
Взгляд был устремлён в сторону дуомо. Я его очень мечтал увидеть! Я его хотел сравнить с соборами к Кёльне и Страсбурге, хотел испытать какое-то эстетическое окрыление. Но вместо этого лишь одна мысль-разочарование: «Какой он маленький!» Сейчас я понимаю, что отчасти виной этому разочарованию стали большие размеры площади перед ней. Была бы она меньше, и Белое Чудо казалось бы больше. А так – лишь маленькая белая пирамидка.
Да и сама площадь была почти полностью перекрыта в честь какого-то мероприятия, собирали сцену. Не повезло, в общем!
И ещё, вспоминая его сейчас, я понял, что он мне куда больше понравился бы в своём осеннем варианте. Мне кажется, что осень к лицу этому итальянцу.
Разочарование продолжилось ещё и тем, что вход оказался не только платным, но ещё нужно отстоять получасовую очередь. Вход стоил 3 евро. Но это ещё не всё. Вместе с подъёмом на эспланаду крыши цена поднималась под 10 евро. А если вы пожелаете подниматься на крышу не по ступеням, а на лифте, то уже 13. (Расценки актуальны на июнь 2017).
Вывод был сделан следующий. Поэтому сторону Альп готических соборов строить не умеют, и этот единственный собор тому доказательство.
Конный памятник Виктору Эммануилу II
Следующим пунктом mustsee была Галерея Витторе Эммануэле II. Красиво, но не более того. Разочаровали даже ценники. Куда им до цюрихских!
Возник закономерный, как тогда казалось, вопрос, почему Умберто Эко выбрал для жизни именно столицу Ломбардии, а не красавицу Геную, столицу итальянской Ривьеры, и не веноподобный Турин, где он учился? Ведь каждая из трёх столиц равноудалена от его родного города Алессандрии!
Прошли по via Dante, главной улице города, полюбовались на памятник среднему пальцу перед зданием Биржи, как апофеоз всякому конструктивизму и двинулись к последней, третей точке.
В концу улицы Москва отступает и начинается Париж. И действительно, Милан находится на полпути между этими двумя столицами. Начались красивые дома в османском стиле, закруглённые углы с магазинчика на углу, как в Барселоне, дающие сень и отдохновение высаженные платаны и старинные трамвайчики, как Лиссабоне. В центре всего этого – обязательный памятник Джузеппе Гарибальди. А позади него красуется замок Сфорца на фоне парка Семпионе.
Вот в этом районе хочется жить. И содержать небольшой букинистический магазинчик. А по утрам делать пробежку вокруг Сфорцеско и по Семпионе. Думаю, примерно так и делал Умебрто Эко до того дня, когда гроб с его телом был выставлен в этом самом замке.
Миланский собор — белое чудо
Высокая готика вообще не свойственна Италии. Их культовые сооружения – это приземлённые романские базилики, это задраенные кирпичом церкви. К небу они устремляются лишь кампанилами и громадинами-куполами. И вдруг – он!
Единственный подобный собор по эту сторону Альп. Нет такого каталога высокой готики, где бы он не фигурировал.
А всё потому что он всё-таки итальянец. По занимаемой площади дуомо один из крупнейших в мире (занимает пятое место). Но устремляется он не отвесно вверх, как его заальпийские сородичи, а под углом в 45 градусов. Из-за этого собор низкий.
Он похож на пирамиду Хеопса, утыканную иголками. Но эти иголки (контрфорсы, пинакли, шпицы) всё-таки устремляют его вверх. Хотя это чисто визуальное. Все эти фиалы и аркбутаны чисто декоративны и не переносят нагрузки с купола. Они лишь призваны подражать немецким и французским соседям. И они подражают.
Однако чисто визуально не создаётся ощущения, что Белое Чудо расползётся подобно высохшему песку.
И в этом главное достоинство белого собора. Он не взмывает вверх подобно страсбургскому и кёльнскому соборам, но и не расползается. Он держит баланс. Фасад собора украшен 2245 скульптур.
История строительства
Место, на котором сейчас стоит собор, изначально было культовым. Сначала здесь было кельтское святилище. Пришли римляне и построили храм Минерве (Афине). В Раннем Средневековье здесь уже стоял храм, посвящённый Святой Фёкле. Наконец, непосредственной предшественницей собора была церковь Санта-Мария-Маджоре.
Собор начали строить в 1386 году. И нужно было превзойти соседей и таким образом доказать, что Милан и Ломбардия – лучшая часть Италии.
Первыми авторами были ломбардцы: Симоне из Орсениго, Марко Фризоне из Кампионе и Филиппо дельи Органи из Модены. Однако ни один собор не достраивался за человеческую жизнь. И тот, кто закладывал первый камень никогда не видел, как застекляют главную розетку.
Перечень имён инженеров здесь не короче, чем гомеровский список кораблей. В дальнейшем приглашали уже из разных областей Италии. Выписывали и французов, и немцев.
Среди прочих отметился и Генрих Парлер из Гмюнда (1475 г.). Он был из династии строителей. Они строили Страсбургский собор и Ульмский, мюнстер в Базеле и Собор Святого Вита в Праге.
Также упомяну имя Пеллегрино Тибальди. Это он в XVI веке изготовил окна и двери для главного фасада.
Собор строили очень долго. Заканчивали его уже по приказу самого Наполеона. Завершающим этапом была отделка фасада, которой руководил Карло Амати в 1813 году.
Крыша собора
Не знаю, если ещё хотя бы один собор, по чьей крыше можно прогуляться. По крыше этого — можно. Правда за это берут деньги.
Вас, помимо толпы туристов, будет окружать настоящий каменный готический лес. Говорят, что всего скульптур насчитывается 3 400 и 135 шпилей.
И над всеми ними доминирует четырёхметровая Мадонна. Собор кстати освящён в честь Рождества Богородицы.
По закону, ни одно здание в городе не может быть выше Мадонны. И всё-таки небоскрёб Пирелли изящно обошёл этот запрет. На его крыше установили точную копию скульптуры Мадонны.
Галерея Виктора Эммануила II (Galleria Vittorio Emanuele II)
Если проводить аналогию между Миланом и Москвой, то галерея, безусловно, будет соответствовать ГУМу. Какого-то восторга пассаж не меня не произвёл: маленький, ГУМ больше и интереснее. Туристы ходят толпятся, что-то фотографируют. В общем, ставят галочку, что они тут были. Разочаровали даже цены. Я ожидал увидеть какие-то сверхвысокие цены, а они оказались просто высокими. Просто монументальное здание в стиле неоренессанса.
Постройка представляет собой в плане латинский крест с восьмиугольным центром.
Строил его Джузеппе Менгони (Giuseppe Mengoni) в 1896-77 годах. Первых посетителей поразил её размер, огромный для своего времени. Высота центральной части составила 47 метров, а высота стен – 32 метра. Задержите подольше взгляд над этой стеклянной крыше. Её каркас является чугунным и весит 353 тонны. Однако он не выглядит как-то подавляюще и доминирующе. Наоборот, он воздушен. Менгони добился такого эффекта благодаря стеклянным перекрытиям. Кажется, что последним готическим чудом стал вовсе не соседствующий собор, а именно галерея Витторио Эммануэле II, ведь в ней идея средневековой архитектуры достигает своего апофеоза. Точки напряжения, распределяющие многотонный вес купола, утоньшены донельзя, а перекрытия (читай: витражи) заполняют собой всю поверхность.
30 декабря 1877 Джузеппе Менгони погиб из-за что упал с лесов у главного купола галереи. Есть версии об убийстве и самоубийстве.
То есть автор Галереи упал на одну из мозаик, расположенных в центре, где сходятся крестом два пассажа. Кстати, о мозаиках: у западной, где изображён бык, бедному животному оттоптали всё причинное место. Считается, что ради удачи нужно встать каблуком в эту ямку и трижды повернуться в определённую сторону. Есть версия, что это придумали сами миланцы в отместку Турину за то, что он стал первой столицей Италии. А по мне, так просто по каким-то архитектурным соображениям была оставлена эта выбоина, а уж располагающие чрезмерным досугом зеваки изобрели себе примету-аттракцион.
Примета в галерее Витторио Эммануэле II
Мне не повезло, я стал свидетелем, как одна сеньорита – в чёрном коротком платье в десять часов утра! – сначала изображала пьяную юлу из себя, потом заставила крутиться волчком и своего мужика в пиджаке, а потом для верности повторила ритуал удачи. При этом по жестам было понятно, что каждый раз она пытается вспомнить, в какую сторону надо поворачиваться. Мне же пришлось наблюдать всю эту благоглупость, чтобы отснять мозаику.
У входа в галерею со стороны дуомной площади пристают негры, но достаточно показать лицом немного решимости, и они отступают. А я не хотел повторения истории в генуэзском порту.
Вообще же, Джузеппе Менгони изобразил в мозаиках на полу четыре континента («позабыв» про Австралию) и аллегории человеческих достижений: науки, искусства, земледелия и промышленности.
Прообраз всех ТРЦ и родоначальник шоппинга
Для своего времени галерея просто шокировала своими амбициозными новшествами. Теперь это была не обыкновенная торговая улочка, а крытый пассаж. Прогуливающиеся дамы и господа теперь могли не бояться дождя. От традиционных галерей Генуи и Болоньи пассаж отличался тем, что не было проезжей части. Променад можно было совершать по всей ширине пассажа. Администрация пассажа диктовала единый стиль для всех своих заведений – они обязаны были иметь золотые вывески на чёрном фоне.
В городе появилось новое функциональное пространство. Оно позволяло совмещать в себе покупки предметов роскоши и променад. Досуг коротался ещё и кафешками, а в одном из них («Caffè Italia») даже устраивались концерты. В общем, галерея стала прообразом будущих торговых центров, такой досуг получит название шоппинга, а Милан объявят столицей шоппинга и моды.
Вот внешняя галерея, ставшая прообразом для пассажа. Такие, и даже более шикарные, можно увидеть в Генуе, Болонье, Падуе.