Вокруг церкви Святого Петра, Двор Яня и двор Конвента

Церковь Святого Петра, Рига

Церковь Святого Петра, Рига

Чуть севернее Ратушной площади высится невообразимых размеров шпиль церкви Святого Петра, а за ним два полусредневековых тесных дворика — Двор Конвента и Двор Яня. Вот по ним-то мы и погуляем! О самой церкви Святого Петра есть отдельная страница. Здесь мы просто обойдём вокруг него против часовой стрелки.

Деревянный конь около церкви Святого Петра, Рига

Деревянный конь около церкви Святого Петра, Рига

Чуть правее от входа в Святого Петра установлена деревянная скульптура коня. Вот зачем-то я забрался на неё верхом. Был молод и неразумен!

Деамбулаторий церкви Святого Петра, улица Скарню, Рига

Деамбулаторий церкви Святого Петра, улица Скарню, Рига

Сразу за деамбулаторием Святого Петра проходит коротенькая (229 метров) улица Скарню (Skārņu iela, Резницкая), которая соединяет длинные радиальные Аудею и Калькю. Своё название улица получила, как несложно догадаться, потому что на ней располагался Мясной рынок.

Церковь Святого Иоанна (Святого Яня)

Церковь Святого Яня, Рига

Церковь Святого Яня, Рига

С правой стороны от апсиды церкви Святого Петра стоит церковь Святого Иоанна (Святого Яня). Это одна из четырёх построек в стиле кирпичной готики в Риге, между прочим. То, что это именно балтийская готика, легко узнать по полосатому щипцу. Этим она очень похожа на варшавский собор Святого Иоанна, но меньших размеров. Щипец венчается флюгером-петушком, одним из четырёх в Вецриге. Так как он самый маленький, то и изменение направления ветра показывает быстрее трёх других.

Основали её в 1297 году при доминиканском монастыре, а нынешний вид она получила в конце XV века. Во время Реформации церковь разгромили и сделали из неё амбар (так же, как и соседнюю Георгиевскую церковь). Когда об этом узнали в столице Священной Римской империи, то обязали восстановить церковь да ещё выписали немалый штраф. Церковь получилась лучше прежней.

К моменту восстановления Ригой уже владели поляки-католики, а потому выделили лютеранам эту маленькую церковку вместо огромнейшего собора Святого Екаба.

Башенка же появилась вообще в 1842 году.

К церкви примыкает Янин двор, так любимый туристами. Вот примерно на месте Яниного двора располагался замок Буксгевдена.

Рига с высоты птичьего полёта (обзорная площадка на церкви Святого Петра)

Рига с высоты птичьего полёта (обзорная площадка на церкви Святого Петра)

Есть легенда, рассказывающая о монахе в чёрной рясе, которого замуровали при строительстве храма. По замыслу он должен был охранять церковь от пожаров. Уже на третью ночь раздался ужасный крик, и из стены вылетел призрак монаха.

Теперь он каждую ночь летал вокруг церкви Святого Яня, но это был тихий и спокойный призрак. Но столетия шли, и характер привидения испортился — он превратился в пьянчужку.

В одну рождественскую ночь он стал приставать к прохожим и рассказывать всякие непристойности. А когда наутро протрезвел, то так застыдился, что пропал. Теперь, говорят, он квасит целый год, и только под Рождество вспоминает о своих обязанностях.

Другая легенда рассказывает, что при строительстве храма, в него добровольно замуровались два монаха, оставив лишь небольшие отверстия, через которые им передавали еду и питьё. Говорят, эти дырки можно увидеть и сейчас.

Ворота Яня, улица Калею, Рига

Ворота Яня, улица Калею, Рига

Пройдёмся немного по Яниному двору. Со стороны улицы Калею (Kalēju iela, Кузнечной) сохранились кусок городской стены и ворота Яня.

Некогда по улице протекала река Ридзене (Рига), но теперь она загнанна в коллекторы. Ну как тут не вспомнить московские улицу Кузнецкий мост и речку Неглинную!

Ворота Яня, улица Калею, Рига

Ворота Яня, улица Калею, Рига

Дом Пастора, Янин Двор, Рига

Дом Пастора, Янин Двор, Рига

Вот тут, на неудачной фотографии, виден дом пастора. Это новодел для Старой Риги — 1929 года. Однако строил его мастер рижского модерна Эйжен Лаубе. В основном он застраивал улицу Бривибас в Видземском (Петербургском) форштадте.

5, Двор Яня, Рига

5, Двор Яня, Рига

А это двери бывшей Николаевской богадельни и рабочего дома при ней. Их смысл заключался в том, чтобы уменьшить количество нищих в Риге. В 1794 году специально для этих нужд построили этот дом на месте более старого.

Конвент Экка

Конвент Экка, улица Скарню, Рига

Конвент Экка, улица Скарню, Рига

Здание, которое скрывает от нас западный фасад церкви Святого Яня, это конвент Экка (Ekes Konvents). Построено было в 1435 году, поэтому может считаться одним из старейших зданий в Риге. Тогда это был госпиталь в средневековом понимании этого слова, то есть городской ночлежный дом для путешественников.

Перестроили в 1594-96 годах по инициативе нового бургомистра Экка. В нём был обустроен приют (конвент) для вдовствующих жён, чьи мужья были членами Большой или Малой гильдий. Конвент действовал до Советского Союза.

Барельеф "Христос и грешница", Конвент Экка, улица Скарню, Рига

Барельеф «Христос и грешница», Конвент Экка, улица Скарню, Рига

Скульптура Бременских музыкантов

У самой апсиды церкви Святого Петра стоит неожиданная скульптура Бременских музыкантов. Животные изображены в тот момент, когда несвоими голосами кричат в окошко разбойничьей избушки и пугают их до смерти.

Бременские музыканты, Рига

Бременские музыканты, Рига

Что он тут делает? Каким ветром персонажей из сказки Братьев Гримм занесло в Ригу? Оказывается, это дар города Бремена городу Риге! Эту скульптуру изготовил в 1990 году Крист Баумгартель. Почему Бремен дарит именно Риге? Считается, что основатель Риги епископ Буксгевден был двоюродным братом Архиепископа Бременского. Кроме того, рижские легенды гласят, первые переселенцы, приплывшие в XI веке к устью Даугавы, были именно из Бремена.

Впрочем, не только Бремен любит раздаривать свои символы другим городам. Замечено такое и за швейцарским Базелем.

Бременские музыканты, Рига

Бременские музыканты, Рига

Когда памятник установили, некоторые рижане стали усматривать в нём политический подтекст. Дескать, животные заглядывают не в окошко разбойничьего домика, а за железный занавес.

Естественно, есть обычай тереть нос животным, чтобы сбылось желание. Самое заветное сбудется, если потереть нос всем животным и обязательно достать до петуха.

Двор Конвента (Конвента сета)

На месте нынешнего Двора Конвента в 1202 году был построен орденский замок. Его основал наш старый знакомый епископ Альберт Буксгевден вместе с Теодорихом, аббатом Дюнамюнде. Для этого были приглашены каменщики из далёкого, но родного Бремена.

Епископу и аббату нужна была в Риге постоянная военная мощь. Так был основан Орден Меченосцев в замке Виттенштейн (Wittenstein) . Кстати, само название замка с одного их диалектов немецкого переводится как Белый Замок. Это связано с тем, что он строился не из красного кирпича, а из белого саласпилсского известняка.

Уже первый магистр ордена Меченосцев Венно фон Рорбах планировал перенести свою резиденцию из Риги в замок Венден, что в Цесисе. Однако этому не суждено было случиться — его убили. В 1236 году орден Меченосцев был расформирован, его остатки и замок перешли Ливонскому ордену, который номинально подчинялся Тевтонскому ордену. И новый магистр, уже Ливонского ордена, Герман Балк всё-таки перенёс резиденцию в Венден в Цесисе, а в Риге оставил за главного комтура.

В 1297 году рижане построили через речку Ридзене мост. Комтуру замка мост показался слишком близко расположенным к замку и приказал его снести. Разъярённые бюргеры ворвались в замок, повесили комтура и 60 его братьев, а замок разрушили до основания. Сохранилась лишь церковь Святого Георгия. О ней ниже.

На месте бывшего замка основали Госпиталь Святого Духа (Hospifalium Sancti Spiritus), или, если по-немецки, Конвент Святого Духа (Convent zum Heiligen Geist). Так за местом закрепилось нынешнее название Дворик Конвента (Конвента сета).

Церковь Святого Георгия

Так же, как для Яниного двора существует церковь Святого Яна, для Конвента есть церковь Святого Георгия. Правда, сейчас этот храм недействующий и отдан под музей декоративного искусства и дизайна. Вход в музей располагается из внутреннего дворика Конвента.

Это древнейшее каменное здание в Риге.

Дом Трубочиста (Калькю, 6)

Если дойти до перекрестка с улицей Калькю и задрать голову направо, то можно увидеть лихо восседающую на угловом фронтоне скульптуру трубочиста. С лестницей и в шляпе — всё, как полагается. Более того, в другой руке ловкий малый держит виноградную лозу — символ трудолюбия и единства. Я вот этого сделать не догадался, и фотку, к сожалению, приложить не могу.

Жилой дом на этом углу известен с конца XVIII века, а в модерне его перестроил в 1896 году Вильгельм Бокслаф.

Конечно, есть и легенда, связанная с этим домом. Рижские трубочисты мифологизированы не меньше, чем рижские коты!

Жил-был хозяин этого дома Тумшайс Алус. И была у него красавица дочка Гарумзиме, в которой он души не чаял. И чтобы она сохранила девственность для достойного мужа, поселил её под самой крышей.

Но тут засорилась труба, и пришлось вызывать трубочиста. На беду это оказался ладный парень по имени Зилайс Димантс. И конечно Гарумзиме влюбилась в трубочиста.

Молодые люди назначили свидание на чердаке. Однако об этом прознал отец девушки, запер дочь в комнате, а сам притаился на чердаке. Вечером, когда трубочист приставил лестницу к слуховому окну и стал карабкаться вверх, отец оттолкнул её, и молодой человек сломал себе ногу.

Позже отец раскаялся в содеянном и дал благословение на брак. А во искупление греха заказал скульптору Фольцу скульптуру трубочиста на свой дом.

В более печальной версии, Зилайс Димантс каждую ночь забирался к Гарумзиме по верёвке, спущенной её. Но однажды отца разбудило мяуканье двух котов. Тумшайс сразу всё понял и, дождавшись, когда молодой человек начнёт спускаться по веревке, перерезал её. Парень разбился насмерть. Девушка увидела это и тоже бросилась из окна. И лишь коты продолжали мяукать.

С тех пор каждую ночь ровно в три часа можно отчётливо слышать крики юноши и девушки, а за ними злобное мяуканье двух котов.

Другие достопримечательности Риги