Рыночная площадь
Рыночная площадь по-местному называется Haupmarkt, то есть во франконском диалекте «потерялась» буква t. Она является главной площадью города и находится примерно по центру Альтштадта. Интересно, что при нацизме название переименовали на площадь Гитлера, а сразу после войны в площадь Железного Марка (в честь американских солдат). И лишь спустя какое-то ей вернули историческое название.
На самой площади расположились две такие достопримечательности как Фрауэнкирхе и фонтан «Прекрасный источник». Ну а во время рождественского Адвента проводится одна из лучших ярмарок Европы.
Фрауэнкирхе, или храм Святой девы Марии
Главным зданием площади является храм Святой девы Марии (Фрауэнкирхе). Обычно при таком названии вспоминается церковь в Дрездене, намного реже в Мюнхене, и совсем никогда в Нюрнберге. И тем не менее в «самом немецком из всех городов» она является главным из всех храмов. Интересно, что в отличие от церквей Лоренца и Себальда, ставших протестантскими, она осталась католической.
В ней крестили Вацлава IV, будущего чешского короля.
История строительства Фрауэнкирхе
Церковь построили в 1349 году, и история её строительства связана с печальными и кровавыми событиями. В те времена на месте Рыночной площади была болотистая низина, подпитываемая водами реки Пегниц. И это местечко облюбовала еврейская община, считавшая низину никому не нужным нюрнбергским выселком. Евреи обустроили местечко, и за многие годы осушили болото, наладили торговлю, а на том месте, где сейчас находится Фрауэнкирхе, стояла синагога.
Нюрнбержцам понравилось еврейское гетто, и они обратились с просьбой к императору Карлу IV в Прагу. Тем более, что оно мешало объединению двух нюрнбергских районов, расположившихся вокруг церквей Святых Лоренца и Себальда. Карл IV благоволил просьбе и издал указ, по которому евреи должны были покинуть обжитое местечко. Император, хоть и имел постоянную резиденцию в чешской столице, очень любил и Нюрнберг, и посетил его за свою жизнь не менее 50 раз.
Однако евреи воспротивились указу об их выселению, и дело кончилось резнёй. В результате погибло 562 человека и спалили синагогу. И ещё три столетия им было запрещено селиться вблизи от площади Главного Рынка.
В напоминание о той мрачной истории, говорят, на полу церкви можно найти звезду Давида, запечатлённую в камне, когда этот фундамент ещё принадлежал синагоге.
Архитектура Фрауэнкирхе
То, что мы видим сейчас, это реконструкция после Второй Мировой войны. После бомбёжек уцелел только фасад. Фронтон фасада, влетающий к небу сотней маленьких шпильков и шпилёчков, больше всего и впечатляет в церкви и делает её уникальной. Вход в церковь украшен ярким разноцветным тимпаном, изображающим Рождество Христово. Чтобы увидеть фасад церкви в полный рост, Нюрнберг нужно посещать летом, так как зимой он наполовину перекрывается сценой рождественской ярмарки.
Есть мнение, что главным архитектором собора был Пётр Парлерж. Да-да, тот самый, который построил собор Святого Вита и Карлов Мост в Праге.
Среди внутреннего убранства отмечу алтарь Тухеров XV века. Он так назван в честь семьи, на чьи деньги он создавался. Автор триптиха остался неизвестным. В раскрытом виде на нём изображены Святой Августин с матерью, сцена Благовещения, сцена Распятия (центральная), сцена Воскресения и, наконец, отшельник Павел и Антоний.
На круглых колоннах весят две картины, обнимающие эти самые колонны. На одной изображено Воскресения Христа, а на второй – Архангел Михаил. Обе картины написаны в XV веке, но имя автора опять-таки не сохранилось. Однако существует мнение, что картину с Архангелом Михаилом написал сам Михаэль Вольгемут, учитель Альбрехта Дюрера.
Но алтарь Тухеров и «изогнутые» картины блекнут перед шедевром Адам Крафта «Дева Мария и ангелы» (1499 г.), изготовленного из песчаника. На нём изображена Дева Мария, которой на голову возлагают корону два ангела.
Шедевр был пожертвован Фрауэнкирхе другой знатной нюрнбергской семьёй – Пергеншторффер, а потому и работа известна под названием Пергеншторфферская эпитафия. На самом деле, это большой рельеф надгробного памятника.
Здесь есть хорошие фотографии интерьера церкви и внешних фрагментов.
Часы
Обратите внимание, что на верху фасада Фрауэнкирхе находятся часы в движущимися фигурками («Männleinlaufen», 1509 г.). Их представление, называемое «Бег курфюрстов», можно наблюдать ежедневно ровно в полдень. По сигналу трубачей мимо императора Карла IV мимо него проходят семь курфюрстов, как бы присягая ему на верность. В общем, аттракцион воссоздаёт суть «Золотой буллы», согласно которой германский император – это не наследуемый титул и выборный. Императора выбирают семь курфюрстов, и их первое заседание проходит именно в Нюрнберге.
Другие механические часы
Фонтан «Прекрасный источник»
Несмотря на то, что конструкция называется фонтаном, в нём никогда не было воды. Более того, она тут и не предполагалась. Однако название закрепилось. По замыслу архитекторов это должен был быть шпиль церкви для Фрауэнкирхе, однако все деньги ушли на изготовление, а на подъём уже не хватило.
Фонтан-шпиль увенчан 40 фигурами, расположившимся на четырёх ярусах.
На верхнем ярусе располагаются Моисей и семь ветхозаветных пророков – Осия, Даниил, Иеремия, Иезекииль, Амос, Исайя и Иоиль.
В среднем ярусе расположено уже шестнадцать фигур. Среди них Иисус Навин и Гектор, защищавший Трою, Иуда Маккавей и царь Давид, Гай Юлий Цезарь и Александр Македонский. Плюс семь курфюрстов, избиравших императора Священной Римской империи. Это архиепископы Кёльна, Трира и Майнца, король Чехии, пфальцграф Рейнский, маркграф Бранденбургский и курфюрст Саксонский. Средний ярус завершают король Артур, император Карл Великий и Готфрид Бульонский, отвоевавший Иерусалим у м во время Первого Крестового похода.
На двух нижних ярусах ещё больше фигур. скульптуры Философии, Семи Искусств, четырёх евангелистов, четырёх Отцов Церкви, семи учёных (Аристотель, Евклид, Пифагор, Птолемей, Никомах, Сократ и Донат Элий) и девяти героев. В добавок к такой процессии в самом низу можно разглядеть рожицы чертей.
«Прекрасный источник» был построен в конце XIV века.
В ажурную решётку вделано кольцо, с которым связаны история и примета. История гласит, что решётку изготавливал Паулус Кун. У него была дочь и подмастерье. И однажды подмастерье попросил у Куна руки его дочери, однако Кун отказал, потому что это был бы мезальянс. Тогда юноша однажды ночью вделал в решётку между прутьями кольцо. Он сделал это так умело, что не осталось никаких швов ни на кольце, ни на решётке. Как он это сделал, осталось загадкой.
С тех пор считает, что, покрутив кольцо, девушка найдёт любовь, удачно выйдет замуж и её ждёт счастливое материнство. Стоит ли говорит, что к кольцу выстраивается целая очередь :)
В январе 1945 года «Прекрасный источник» не погиб только потому, что его закрыли бетонным саркофагом.
Рождественская ярмарка Christkind в Нюрнберге
Главная рождественская ярмарка в Нюрнберге разворачивается на этой площади и носит название Christkind. Это слово переводится с немецкого как Младенец Христос, однако его роль исполняет молодая девушка с обязательными золотыми локонами и ангельскими крыльями. Девушка открывает ярмарку стоя на балконе Фрауэнкирхе.
Её каждые два года выбирает жюри исходя из нескольких критериев. Во-первых, девушке должно быть от 16 до 19 лет, её рост должен быть не ниже 160 см, и она должна родиться и жить в Нюрнберге. Плюс к этому девушки отвечают на вопросы по истории Нюрнберга, читают какое-либо стихотворение, а шесть финалисток декламируют уже традиционный пролог Кристкинда, написанный в 1948 году Фридрихом Брёгером.
Как вообще появился этот символ нюрнбергского Рождества? Всё началось с Реформации, когда Мартин Лютер решил разорвать все связи с католицизмом и отменил в протестантских городах праздник Святого Николая. А ведь именно он разносил детишкам подарки 6 декабря! Лютер заменил его Христом.
Изначально Младенца Христа играл мальчик, который приходит на рождественскую ярмарку за сладостями и игрушками, но со временем его образ заменился ангелом, влетающим по ночам в окошко.