Староместская площадь — сердце Праги
Староместская площадь (Staroměstské náměstí) является сердцем Старого Места и всего правобережья Влтавы. Наряду с Градчанами и Карловым Мостом это главная достопримечательность столицы. И это однозначно главная площадь Праги и всей страны. На ней устанавливают главную рождественскую ёлку и проводят главный рождественский базар.
Это и не удивительно, так как традиционно тут располагался рынок. Изначально она называлась Старым Рынком, с начала XIV — Староместским Рынком. В XVIII веке она поочерёдно носила названия Староместский плац, Большая Староместская и просто Большая. Нынешнее названия приобрела в 1895 году.
Староместская площадь на самом деле огромная — 15 тысяч квадратных метров. Однако из-за стоящей в центре ратуши масштабы теряются и уже не так видны.
Памятник Яну Гусу
Помимо ратуши в центре стоит памятник Яну Гусу (Pomník mistra Jana Husa). Ян Гус — фигура неоднозначная и до сих пор вызывает бурные споры. Однако Гус однозначно ассоциируется с национальным самосознанием чехов. Будучи ректором Каролингского университета и проповедей в Вифлеемском костеле Ян Гус перевёл Библию на чешский язык. Собственно, он же придумал и чешский алфавит, добавив к латинским буквам специальные диакритические знаки. Таким образом он смог записать звуки, каких не было в романских и немецком языках. Но несмотря на все заслуги Гуса сожгли в Констанце из-за богословских вопросов.
Казнь спровоцировала Гуситские войны, в которых впервые использовалось огнестрельное оружие. Ян Гус стал предтечей протестантизма, и ему с последователями просто не удалось сделать то, что потом сделают Мартин Лютер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли. Тогда, в XV веке, чехи были впереди всей Европы.
В честь 500-летия в 1915 году на Староместской площади установили этот памятник по проекту Ладислава Шалоуна. Вот стоит сам Ян Гус, а в стороне от него — гуситы и эмигранты, покинувшие Чехию после войны на Белой горе в 1620 году.
На постаменте есть несколько надписей. Цитата Ян Гуса: «Каждый хочет любви и истины», отрывок из хорала «Кто есть воины Божьи» и фраза «Верим, что правительство снова к тебе обратиться, чешский народ».
Когда-то в центре площади была марианская колонна, поставленный в честь освобождения от шведов. Она простояла до 1918 года, но она была уничтожена. В память о ней осталась мемориальная табличка и след на брусчатке. Он указывает место, куда падала тень от Марианского столба в полдень солнечного дня.
Храм Святого Микулаша
Все остальные здания находятся по периметру Староместской площади, и начнём, пожалуй, с храма Святого Микулаша. На том берегу есть, в Малой Стране, есть свой Микулаш, очень похожий на этот. Наверное, в этом прослеживается определённое противостояние левого и правого берегов Влтавы.
На запад от костёла уходит улица Капрова, ведущая к Рудольфинуму и живописной набережной.
Правее Микулаша на север прямой стрелой к Чехову мосту уходит Парижская улица.
На том же углу стоит барочный фонтан Кроцинова Кашна с 1591 года.
Восточная сторона
По восточной стороне расположены самые колоритные здания. Справа налево — дворец Гольц-Кинских, дом «У Каменного колокола», Тынская школа и Трчковский дом, за которым возвышается Тынский храм. И если на каждом берегу есть по одному Микулашу, то с Тынским костёлом спорит сам святой Вит в Градчанах.
Дворец Гольц-Кинских
Staroměstské náměstí 12
Здание в редком стиле рококо построил в 1755-1765 годах Ансельмо Лураго по заказу графа Яна Арношта Гольца. До того здесь были средневековые застройки XII века. Аттик украшают фигуры Платцера. Интересно, что дворец Кинских выступает на несколько метров вперёд по сравнению с соседними зданиями. Членов магистрата, разрешивших это, повесили перед этим дворцом.
Одно время во дворце находилась немецкая гимназия, которую посещал Франц Кафка, а его отец имел магазинчик на первом этаже. Сегодня тут размещается Национальная галерея.
Дом «У Каменного колокола»
Staroměstské náměstí 605/13
Самым старым зданием на Староместской площади является готическая трёхэтажная башня-дворец «У Каменного колокола» (U kamenného zvonu). Название получил по домовому знаку, вмурованному в угол здания.
Построен был в XIII-XIV веках. Много раз менял владельцев вплоть до того, что был королевской резиденцией. Менял и внешний облик и долгое время был барочным.
Вновь готическим здание стало после реконструкции 1980-87 годов, а внутренним помещениям вернули ещё более древний романский стиль. Размуровали готические окна, вернули расписные деревянные потолки, барочную крышу сменили на оригинальную.
Реставрация проводилась, чтобы использовать здание под концерты и выставки Галереи Праги. Подвале храниться небольшой лапидариум (собрание камней), где представлены неиспользованные фрагменты здания.
Трчковский дом, или дом У белого единорога
Staroměstské náměstí 15/603
Трчковский дом (Trčkovský dům) также носил названия «У Белого единорога» (U bílého jednorožce) и даже «У Каменного барашка». Последнее название носили в разное время аж целых три дома в Праге, и два из них стоят на Староместской площади, что неизменно вызывает путаницу.
Целетная улица
На восток от него убегает ещё более известная и знаменитая улица — Целетна. Про неё принято говорить, что в разные годы в двух её домах жил сам Франц Кафка. С давних лет это была особенная улица, так как была часть Королевского тракт, то есть по ней проезжал король или император, который венчался на Чешское королевство. Сейчас это полностью пешеходная улица, и от того по ней ещё тяжелее ходить. Туристов больше, чем на ней, только на Карловом Мосту.
Южная сторона
Дом «У Сикстов»
Celetná 553/2
Несмотря на то, что формально по адресу дом «У Сикстов» (Dům U Sixtů) относится к Целетной улице, разглядеть его возможно только со Староместской площади. Поэтому южную сторону домов начнём с него.
За семьсот лет своего существования здание не раз перестраивалось, проходя все этапы архитектурной эволюции начиная от романики, но остановилось на барокко. Таким, как мы его видим сейчас, оно стало в первой четверти XVIII века. Это треугольный ронтон, обозначающий ось симметрии. По бокам от него установлены четыре скульптуры габсбургских императоров: Карл VI, Фердинанд III, Йозеф I и Леопольд I. Ниже каждое окно украшено портиком. А вот вход в здание смещён влево, и вся его вертикаль выделена неглубоким ризолитом. Портик над дверьми украшен картушем и двумя традиционными австрийскими вазами с императорскими орлами.
Кто в нём жил. О, много кто. Духовник Святой Людмилы (легенда о этом ниже), поэт Франческо Петрарка и писатель Франц Кафка. Охранник Яна Гуса Йиндржих Лефл. Писарь при габсбургском наместнике Филипп Фабрициус. Но дом получил название по канцлеру Старого Мемта Сиксту фон Оттердорфу, который прославился борьбой против Габсбургов. Он купил этот дом в 1560 году.
Легенда о доме У Сикста и Святой Людмиле
Святая Людмила — это бабка Святого Вацлава, крестившего Чехию, потому что она воспитала своего внука в христианстве. То есть аналог аналог нашей княжны Ольги и её внука Владимира, крестившего Русь. Подробнее об этом я рассказывал здесь.
После смерти своего мужа Борживоя Людмила поселилась в Старогодском княжеском дворце (кажется, что дом «У Каменного колокола» был его частью). Чехией же правила её сноха Драгомира, вернувшаяся в язычество и запрещавшая отправлять службы по христианскому канону.
Тогда Людмила приказала вырыть подземный туннель, ведущий к Тынскому храму, по которому она ходила молиться. Ход же продолжался к дому «У Сикстов», где жил духовник княжны. В этом же проходе зачем-то был сооружён каменный алтарь Людмилы, на который во время стычек язычников и христиан пролилась кровь.
Легенда о доме У Сикстов и Святом Непомуке
Одно время в подвалах дома «У Сикстов» размещался трактир, который совсем не приносил выручки, а наоборот приходил в упадок. Но однажды во сне трактирщик увидел Святого Непомука в белых одеждах. Тот указал на место в подвале, где зарыт сосуд с золотыми дукатами. Наутро хозяин питейного заведения последовал совету святого и действительно нашёл клад. Большую часть он пожертвовал Тынскому костёл, а на оставшиеся деньги поправил свои дела.
Шторхов дом
Staroměstské náměstí 552/16
Особо выделяется среди зданий дом книгоиздателя Александра Шторха (Štorchův dům). Однако сейчас это не так. Так же, как и вся Целетная улица, дом отдан на откуп сувенирному магазину.
До Шторха он носил названия «Маршалковского дома», «Дома у чёрных ворот», «У Чёрных дверей» и — самое известное — «У каменной девы Марии» (U Kamenné Panny Marie).
Сам дом выполнен в ренессансном стиле с вполне готическим балкончиком. Вообще дом очень стар и много раз перестраивался, однако нынешняя версия здания была построена в 1896-97 годах. Его перестройку заказал Шторх у австрийского архитектора Фридриха Омана. Оман планировал создать ровный безрельефный фасад, как делалось в Средневековье.
При реконструкции обнаружился средневековый балкончик, который так понравился Шторху и Оману, что его решили сохранить. Но главная причина заключалась в том, что на фасаде здания нужна была большая площадь под роспись.
Строил уже не Оман, а Франтишек Тихна. Во время внутренней перепланировки вскрылась секретная комната, точнее часовня. Внутри стоял стол, на котором лежал меч — и всё. Ничего больше не было. Самое интересное, что в часовню не вело никаких дверей — сплошная кладка. И больше ничего не известно.
В результате перестройки мы видим эклектический стиль с элементами чешского неоренессанса и владиславской готики. Ступенчатый фронтон с обоих сторон обрамлён готическими фиалами.
Из-за Второй мировой войны дом сильно повредился, и его восстанавливали в 1948 году. Потом ещё два раза реставрировали в 1972 и 1993 годах. И каждый раз возвращались к варианту Омана.
Сграффито Шторхова дома
Но дом привлекает к себе внимание своей росписью в технике сграффито. Их выполнил Ладислав Новак по эскизам знаменитого Миколаша Алеша в стиле Пражского Сецессиона (так в Австро-Венгрии назывался модерн).
Основным мотивом фрески является Святой Вацлав, покровитель Богемии. Он как бы со стороны Вацлавской площади на белом коне торжественно въезжает на площадь Староместскую. Над ним — десница из облаков — Божье благословение. Справа от него надпись «Св. Вацлав, покровитель чешской земли, молись за нам».
Все пустоты фасада заполнены растительным орнаментом. Сецессион в принципе тяготеет к орнаменту и пытается извлечь его из всего, до чего дотянется.
Справа от окна изображено дерево с птицей над ним и ящерицей у корней. Первая символизирует свободу чешской нации, а вторая — её врагов. Ещё выше мы видим трёх аистов. Тут не только символизм домашнего счастья, но и игра слов. Фамилия домовладельца Шторх на немецком языке как раз и означает аиста (можно вспомнить русское слово «стерх»).
Ниже, окутанными в растительный орнамент, мы видим гербы Австро-Венгрии (орла) и Чехии (льва). Ещё ниже надпись «Книжный магазин А. Шторха и сына». А ещё ниже мы видим летописца и молодого человека. Видимо, они должны символизировать Шторха-отца и Шторха-сына.
Дом «У Каменного барашка»
Staroměstské nám. 551/17
Следующий носит название «У Каменного барашка» (U Kamenneho beranka). Дом упоминается с XV столетия, а в XVIII здесь открывает аптеку некий Хамбахер.
Выбор такого символа для аптеки понятен, так как изначально это был единорог, а раньше считалось что рог единорога обладает целебными силами: даст долголетие, нейтрализует яд, вылечит от болезни. Тогда аптекари недалеко ушли от алхимиков, а их аптеки очень напоминали ведьмины лавки. Свои снадобья они готовили из жира насекомых, пепла, шерсти волков и лапок лягушек.
Кстати сказать, дочерью Хамбахера была Йозефина Душкова, ставшая женой Франтишека Душека. Подробнее об этой истории можно почитать про дом «У Чёрного солнца» на Целетной улице.
По другой версии изначально это был двурогий баран, но однажды в 1530 году один каменщик занимался отделкой фасад и чтобы не упасть ухватился за рог. В результате он всё-таки упал, но ещё и отломил рог.
Кстати, мемориальная табличка о Кафке и Эйнштейне повешена на доме ошибочно. На самом деле, она относится к соседнему. Дальше я расскажу о них.
«У Каменного стола»
Staroměstské náměstí 551/17
Следующий, розово-белый — это дом «У Каменного стола» (Dům U Kamenného stolu). В XV веке он был известен как дом «У Валюты», так как его тогдашний владелец Йиржи из Подебрад открыл здесь обменный пункт.
Впервые о нём упоминается в 1364 году, и тогда он был готический. Таковым остались в подвальных помещениях каменные кладки арок и крестообразных сводов. Однако полноводная Влтава часто разливалась, и дома приходилось надстраивать, забывая про подвалы и используя их только как фундамент. Такова судьба всех окрестных домов. Однако именно это обстоятельство позволило сохранить готические подвалы.
В 1724 здание перестраивают из готического в барочный. В середине второго этажа закрепляют фреску Святого Яна Милостивого. В этом виде здание и сохранилось до наших дней.
В 1910-1911 годах сестры Вертайм открывают здесь литературный салон. Среди гостей бывали Франц Кафка, Макс Брод и Альберт Эйнштейн. Кафка зачитывал отрывки из своих рассказов, читал лекции и Эйнштейн. Иногда баловались и музыкой. Эйнштейн играл на скрипке, а Брод на фортепиано.
Следующий зелёно-белый дом носит название «У Лазаря».
Дом «У Золотого единорога»
Staroměstské náměstí 548/20
Последним домом в этом ряду является «У Золотого единорога» (Dům U Zlatého jednorožce). Другими названиями для дома служили «У Красных ворот» и «У Белого конька» (в смысле лошади).
Изначально на этом место стояли два дома в романском стиле, которые перестроили воедино в 1357-59 годах, но в память о тех стародавних временах остались подвальные помещения. В 1493 дом покупает Йиржи од Йеднорожце (Jiri od Jednorožce). По его фамилии и происходит домовой знак. Здание не раз перестраивалось, и всё именитыми архитекторами. Сначала в готическом стиле его переделал Матей Рейсек, к тому моменту уже построивший Пороховую башню в конце Целетной улицы. Потом в барочном стиле перестроил уже Франтишек Канька. Потом — в классическом стиле, в котором оно и дошло до нас.
В 1781 году один книготорговец открыл первый в Праге публичный читальный зал, что не мог не повлиять на уровень образованности.
В 1796 году в здании находилась гостиница, и в ней по пути в Карловы Вары останавливался Бетховен. В память об этом на стене дома закреплена мемориальная доска со строчками из письма брату, где Людвиг упоминает эту гостиницу.
В 1838-39 годах в доме проживал чешский поэт и журналист Карел Боровский, а в конце сороковых Бреджирих Сметана открыл здесь первую музыкальную школу.
После дома «У Золотого единорога» на юг отходит коротенькая Железная улица, которая через Овощной рынок приведёт к Вацлавской площади.
Через Железную улицу начинается следующая череда домов — «У Золотого верблюда», «У Аистов», «У Золотой короны», «У Красной лисы», «У Синей гусыни», » На Каменце». Далее линия фасадов домов загибается на Мелантрихову улицу.
Староместская ратуша
Само здание ратуши не слишком выделяется из ряда окружающих площадь зданий, однако у неё стоит башня, а на башне висят куранты.
Построили её в XIV веке.
Пражские куранты (орлой)
Местом стечения народа на Староместской площади являются Пражские Куранты (Pražský orloj). Это средневековые башенные часы, установленные на южной стене ратуши в 1410 году. Они показывают не только время, но, как и положено в Средневековье, годы, месяцы, дни, время восхода и захода Солнца и Луны и расположение знаков Зодиака.
Циферблаты окружены фигурками, которые начинают двигаться в полдень: скелет, например, звонит в колокольчик — memento mori — а ангел грозит мечом, в окошках проходят апостолы, а под конец кричит петух.
Существует поверье, что если Орлой остановится, то Прагу и всю Чехию ждут несчастья. Зафиксировано всего две остановки часов.
Другие механические часы
От курантов на запад (налево) уходит линия домов: дом Волфлина, Новое здание Староместской ратуши, дом Кршижа, «У Петуха» и, наконец, знаменитый дом «У Минуты».
Новое здание Староместской ратуши выделяется из ряда домов красным фасадом. Было построено в XIV веке. Оно интересно своим окном, в верхней части вывешен герб города и надпись: PRAGA CAPUT REGNI, то есть «Прага — голова королевства».
Западнее него уходит дорога к Малому Рынку, к Карловой улице, в обход Клементинума выведет к площади Крестоносцев и, наконец, к Карлову мосту.
Дом «У Минуты»
Staroměstské nám. 3/2
Последним, но очень примечательным зданием на площади, остался дом «У Минуты» (Dům U Minuty). Он был построен в начале XV века в позднеготическом стиле и обильно раскрашен сграффито.
Откуда такое название? По одной версии, в здании находился мелочной магазин, который помимо всего прочего торговал табаком. Так что название произошло от одного из диалектов итальянского слова miniciozi — мелочь.
По другой версии табачный магазинчик принадлежал потомкам голландца Питера Минуйты. Кстати, мужик известен тем, что в 1626 году выкупил у индейцев весь остров Манхэттен всего за 60 гульденов.
В XV-XVI веках готический дом перестраивают в ренессансном стиле и надстраивают четвёртый этаж. Тогда же появилось и это замечательное сграффито, которое тоже является детищем эпохи Возрождения. Достоверно неизвестно, но кажется, архитектором был некий Анри.
На стенах «У Минуты» изображены Габсбурги Филипп II Испанский, Максимиллиан II и его сын Рудольф, а также османский султан Селим. Кроме того есть изображения Диониса и сатиров, Адама и Евы, а также аллегорий Справедливости, Мудрости, Материнства и Плодородия.
После реконструкции 1896 года фасад оштукатурили, а потом и вовсе забыли о замечательном сграффито. Чуть позже дом вообще решили снести, чтобы объединить Староместскую и Малую площади. Однако в 1905 году на соседнем здании обнаружили фрагмент сграффито и решили обследовать. Вскрыли штукатурку и увидели то, что мы видим сейчас.
Речи о сносе больше не шло. При сохранении фасада внутренности однако переделали. Каркас усилили железобетоном, фасадные стены — кирпичной кладкой. Соединили с соседним зданием и теперь он окончательно вошёл в комплекс Староместской ратуши.
До того, как дом получил нынешнее имя его именовали по домовому знаку «У белого льва». Причём лев держал в руках настоящее зеркало. Видимо, напылённое каким-то образом на камень. Здание было аптекой и принадлежало М. Бартлу.
С 1889 по 1896 годы в доме «У Минуты» проживала семья Кафки. Сейчас на первом этаже находится кафе.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.